Дневник г-на Герцена . Чайная "Колоколъ" .

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Chertovka

Администратор
Команда форума
у тебя есть какие-то другие критерии измерения песдатости юзера?
Хотя, я бы песдатость измеряла в количестве пенделей выданных Любителю)
...я вроде не по хранцузски пишу и не по китаезски :af:...Харизма, слабо понять суть поста?...почетай исчо разок...а заодно все, что касается рейтинга темы, за который так слюнявит Герц и К°...не приставай к тёте Чертовке со своей вывернутой наизнанку хуйней))))))))...

Форум не говно для меня....или как там ты написала.
...хы)))...ето я написала...ага...Гевара, я тебе верю, друк Герцена...да...:af:
 

Харизма

Форумчанин
...я вроде не по хранцузски пишу и не по китаезски :af:...Харизма, слабо понять суть поста?...почетай исчо разок...а заодно все, что касается рейтинга темы, за который так слюнявит Герц и К°...не приставай к тёте Чертовке со своей вывернутой наизнанку хуйней))))))))...

Харизма не только суть, но и подсуть понимает... и даже вытекающие и втекающие в суть следствия, подследствия, выводы и надвыводы)) Так что затрудняюсь с выбором, уж объясни популярно, что конкретно ты имела в виду)
Тем более, я-то еще трезвая, поэтому выдернута из контекста пропасти твоих восприятий
 

Chertovka

Администратор
Команда форума
Харизма не только суть, но и подсуть понимает... и даже вытекающие и втекающие в суть следствия, подследствия, выводы и надвыводы)) Так что затрудняюсь с выбором, уж объясни популярно, что конкретно ты имела в виду)
Тем более, я-то еще трезвая, поэтому выдернута из контекста пропасти твоих восприятий
...к твоему сожалению, я тоже трезвая))))...для меня раздавить пузырь на двоих это как водички хлебнуть (нахуярицо не удалось, газовщик оказался не в моем еротичном вкусе)...так что ты уж сама как-нить повтыкай по теме втекательно-вытекательно и поналепи себе подвыводов каких хочецо...ломает меня среди каждой Харизмы популяризировать свои конкретности...
 

GevarA

...
Чертовка,вот нахуя а?)
Причём здесь Герцен то? И почему друк? У меня нет на форуме друзей,есть товарищи.
Я мог бы конечно написать "да похуй чё вы там все думаете обо мне,недовольны пошли на хуй". Но не стану. Во-первых я так не считаю и мне всегда было важно,что думают обо мне. Во-вторых...блядь,а вот тут я сбился. Ладно,главное,что есть "во-первых")

Мы сегодня сынулю крестили. Так что извините,пойду за стол пить сок. Спокойной вам всем!
 

Герцен

Помним.Скорбим.
Брейк, музыкальная пауза, по мотивам любимай темы "Ассоциации на диалоге"

Сами диалоге приводить не буду, их тут три страницы последних.

С гармонью наш Герцен, хлопает ушаме Че......ка, изгиб гитары жолтай обжимает Се..
в ролях пьяной гопоты, пьяные гопнике Джек и Гусляр.
Приятного просмотра :

 

Chertovka

Администратор
Команда форума
Чертовка,вот нахуя а?)
Причём здесь Герцен то? И почему друк? У меня нет на форуме друзей,есть товарищи.
...извини...я не хотела тебя оскорбить, не друк Герцена...честное пионерское...и я думаю о тебе только хорошее...я ж твою фотку видела...
 

Chertovka

Администратор
Команда форума

Герцен

Помним.Скорбим.
мелочь, но все равно смишно, взято отсюда :

http://sexforum.ws/threads/Ассоциации-на-диалоги.50626/#post-1762090

Че решила выяснить , наконец то, все про рейтинги..
она до сегодня вместе со своим
юристом не знали и вовсе ничего про рейтинге,

Занелась арифметикай прикладной.

Для чего взяла тему :

Нравится ли женщинам когда им кончают в попу? - 160 209.

открытаю сто лет назад , и понятнае дело мой дневник, из 3.5 лет, два года - минус,
то есть в итоге максимум месяцев 15 на форуме.

в прочем и тут не удержалась, спездила на четыре тысячи просмотров..
ну да хуле, профессиональное.

..........
и смех и грех.
но я рад в натуре, что хотя бы пытаются думать.

До вчера еще , обе сщетале, что успех-интерес форума,
это скока они раз за месяц друг дружке
на мобилку звякнут...кажетца дошло, что это не так.
Совсем не так.
 

Chertovka

Администратор
Команда форума
Занелась арифметикай прикладной.
Для чего взяла тему :
Нравится ли женщинам когда им кончают в попу? - 160 209.

открытаю сто лет назад , и понятнае дело мой дневник, из 3.5 лет, два года - минус,
то есть в итоге максимум месяцев 15 на форуме.
в прочем и тут не удержалась, спездила на четыре тысячи просмотров..
ну да хуле, профессиональное.
...фу на тебя, Герцан))))))...это моветон так на людях анусом вилять-то...ты ж не окончательный дэбил, а извилину все ж где-то в недрах взрослаго черепа имеешь...а посему ты прекрасно статистику мою уловил, ага...дело же ж не в годах создания рейтинговых сабжей и вовсе даже не в циферках...речь-то я веду о глобальном...не "чей анус ширше - Герцана или женщин из темы - 160 209"...а "у Герцана тоже широкий сракотан (Джек,привет)...ты давай лучше старайся, родной, когда Дневничок свой юзаешь туда-сюда по 300 раз на дню (или кто там его еще юзает с твоего акка)...глядишь ты свою "пятилетку" по рейтингу выполнишь за полтора года...:iconsex-anal:...на 4 тысчи больше ты наюзал да две недели с написания моего поста)))))...у нас даже народу столько на форум не заходит )))))...

До вчера еще , обе сщетале, что успех-интерес форума,
это скока они раз за месяц друг дружке
на мобилку звякнут...кажетца дошло, что это не так.
Совсем не так.
...благадетель ты наш!!!... я же ж все жду от тибя обещанаго...когда ж уже весь форум начнет твоими стараниями успех набирать и рейтинг...
...а ты все только вякаешь в своем загончике, что все у нас хуяво и модеры дураки...впрочем шавка гавкает, а караван идет))))))...
 

Герцен

Помним.Скорбим.
. что все у нас хуяво и модеры дураки...впрочем шавка гавкает, а караван идет))))))...

да иди ты в жоппу Аленка с предьяваме своиме нетрезваме.
То что тибе серпом по яйцам признать, что за последние годы форум НАШ скатился в полнае гавно,
ни как не отменяет того факта, что форум НАШ скотился в полное гавно...
Ты иди проспись, тибе завтра за прилавок опять, восемь часов на ногах, это не шутка.

По поводу рейтингав и прочих интересов , любой может проверить легко, что ты за последний месяц, как я появился
тут на форуме , псто написала больше чем за весь 2012 год.
Че поймале тибя за хвост сорока???

ладно спать иди, дальше паста будет про танчике.
 

Герцен

Помним.Скорбим.
паста понятное дело, но мне интересно было узнать, думаю и еще кому.
Памяти Майла-танкиста.

«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug


Уже в середине двадцатых годов прошлого века Германия перестала придерживаться условий Версальского мирного договора и начала работы по развитию своих вооруженных сил. Однако делать это приходилось в обстановке строжайшей секретности. Эта секретность касалась даже названий техники: так, проекты танков значились в документах под названием traktor. По-видимому, германское руководство надеялось, что даже при утечке некоторой информации о проекте зарубежные страны не смогут ничего понять. После прихода нацистов к власти несоблюдение условий приняло еще большие масштабы. В ходе «нарушения договора» было создано несколько интересных конструкций, в том числе и Neubaufahrzeug.

Уменьшено: 80% от [ 797 на 517 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Танки Nb.Fz. после прибытия в порт Осло, Норвегия. Апрель 1940 года


Новый проект

В конце двадцатых годов немецкие инженеры создали несколько прототипов перспективных тяжелых танков под общим названием GroЯtraktor. Примечательно, что по тогдашней классификации «Гросстракторы» относились к тяжелым машинам. По современным меркам с 15-19 тоннами боевой массы они тянут только на средние. Производство всех вариантов GroЯtraktor ограничилось всего шестью экземплярами. С опытными образцами «Гросстракторов» пришлось изрядно повозиться, поэтому было упущено время. Уже в самом начале 30-х руководство германской армии начало подумывать о создании нового проекта аналогичного класса. В 1933 году от фирмы «Рейнметалл-Борзиг» было потребовано построить новый тяжелый танк. Согласно требованиям военных, новая машина должна была иметь боевую массу порядка двадцати тонн, три башни, вооружение из спаренных 75-мм и 37-мм пушек, а также нескольких пулеметов. В техническом задании также оговаривался уровень защиты и ходовые качества. В документах применялось название проекта Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug – «Новопостроенный танк». Альтернативное обозначение – Neubaufahrzeug или Nb.Fz.

Стоит отдельно остановиться на предпосылках к затребованному облику танка. В начале тридцатых годов имела распространение мысль о танке-универсальной боевой машине. Согласно этой концепции, он должен был бороться с другими танками, укреплениями противника, пехотой и любыми видами наземной техники. Поэтому основным вооружением Nb.Fz. требовалось сделать 75- и 37-миллиметровые орудия в спарке. Подразумевалось, что две пушки в одной башне позволят командиру и наводчику танка не тратить время на наведение разного оружия и обстреливать цель из наиболее подходящего. В свою очередь, две небольшие башни с пулеметами имели возможность вести огонь по целям самостоятельно и независимо от главной башни.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 548 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Один из танков Nb.Fz. на марше. Норвегия, апрель 1940 года


При разработке «Новопостроенного танка» за основу для ходовой части сперва была взята конструкция проекта GroЯtraktor в варианте от «Рейнметалл-Борзиг». Однако большая боевая масса, требования по бронированию и ряд других аспектов вынудили инженеров почти полностью пересмотреть ее. В итоге бронекорпус Nb.Fz. стал выглядеть следующим образом. Стальной короб сложной формы, детали которого соединялись клепкой и сваркой. Два лобовых листа устанавливались под значительным углом от вертикали. В средней части корпуса разместили крупную подбашенную коробку, на которой, в свою очередь, устанавливалась главная башня. В корме танка находилось моторно-трансмиссионное отделение. Сначала в качестве двигателя для Neubaufahrzeug рассматривался авиационный карбюраторный мотор BMW Va мощностью 290 лошадиных сил. Однако позже его решили заменить на Maybach HL108R, имевшего мощность в 280 л.с. В обоих вариантах силовой установки двигатель предполагалось монтировать в центре МТО с небольшим сдвигом вправо. Это было обусловлено установкой задней пулеметной башенки, стрелку которой требовалось место внутри корпуса.

Если компоновку корпуса Nb.Fz. можно признать незначительным развитием компоновки «Гросстрактора», то гусеницы и система опорных катков претерпела куда более сильные изменения. Фактически, из всей старой системы остался только передний упорный каток, который предотвращал прогиб передней нижней части гусеницы. Пять опорных тележек на борт с балансирной пружинной подвеской были спроектированы заново. По сравнению с предыдущими немецкими танками подобная подвеска сулила гораздо большую плавность хода.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 1069 ] — нажмите для просмотра полного изображения




Главная башня танка Nb.Pz. размещалась в средней части корпуса и имела сравнительно большой внутренний объем. В боевом отделении башни располагались наводчик и командир танка. При этом последний имел в своем распоряжении радиостанцию (размещалась в задней части башни) и выполнял работу радиста. Два орудия KwK L-24 и KwK L-45 калибра 75 и 37 миллиметров соответственно разместили вертикально друг над другом – пушка меньшего калибра монтировалась выше. Две малые башни, аналогичные башне танка PzKpfw I, были расположены спереди справа и сзади слева. В каждой из них устанавливался пулемет MG-13. Кроме того, в основной башне предусматривалась шаровая установка для третьего пулемета. Вести огонь из него должен был наводчик.

Испытания и доработки

В том же самом 1933 году проект «Новопостроенного танка» был представлен заказчику. Военные были удовлетворены показанной документацией и приказали построить опытный образец. Ввиду состояния промышленности первые три экземпляра было решено делать не из броневой стали, а из более простых и дешевых сортов. Тем не менее, был принят ряд мер для того, чтобы все характеристики опытного танка соответствовали расчетным. В 1934 году был изготовлен первый экспериментальный образец из «обычного» металла. Хорошая конструкция ходовой части на испытаниях показала все свои плюсы. Немногочисленные недостатки были выявлены и устранены еще в ходе испытаний. Куда больше проблем конструкторам, инженерам и военным доставила главная башня. Во-первых, вертикальное расположение спаренных пушек было весьма неудобным. Если заряжание нижней 75-мм пушки было более-менее приемлемым, то работа с 37-мм KwK L-45 была затруднительной. Мешал казенник более солидного орудия, а в некоторых случаях и командир танка. Так или иначе, компоновку с вертикальным расположением орудий порекомендовали изменить. Не проще дело обстояло и с башенным пулеметом. Как оказалось, наводчик может либо работать с пушками, либо вести огонь из пулемета. Более того, для «переключения» между оружием наводчику приходилось ощутимо менять свое местоположение в башне. По-видимому, одних проблем с вооружением было недостаточно и танк Neubaufahrzeug «подарил» своим создателям еще и загвоздки с защитой. Боковые люки башни открывались назад в сторону. Такие люки применялись на «Гросстракторе», но при той конструкции башни, которая была у старой бронемашины, при эвакуации танкисты были защищены башней и корпусом. На Nb.Fz. башня имела другую конструкцию, поэтому при экстренном покидании от люков не было никакой пользы.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 544 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Ремонт танков Neubaufahrzeug в цехе завода «Рейнметалл». Широко известный кадр, создававший иллюзию массового производства этих машин. 1940 год


Тем не менее, все недостатки были учтены и исправлены. В том же году был построен второй небронированный опытный образец. На этой стадии проекта руководство «Рейнметалла» предлагало оснастить танк вместо двух пушек одной более крупного калибра. В качестве нового вооружения рассматривались пушки калибра до 105 миллиметров. В ряде источников имеются данные об установке таких орудий на опытные и серийные Neubaufahrzeug. Однако документального подтверждения этому нет, а на всех имеющихся фотодокументах опытные и серийные танки оснащены спаркой из 75- и 37-мм пушек. Для ускорения работ руководство Вермахта постановило разделить проект между двумя фирмами. Теперь «Рейнметалл-Борзиг» делали только корпуса и ходовую часть, а «Крупп» занимались постройкой башен. Получив документы по башне нового танка, инженеры последней ввели в конструкцию несколько изменений технологического характера. Прежде всего, сварное соединение деталей заменили более простым болтовым. Кроме того, из облика башни изъяли гнутые панели – их изготовление было более сложным и дорогим, а значительных преимуществ перед ровными они не имели. Наконец, инженеры фирмы «Крупп» по согласованию с «Рейнметаллом» сделали характерные скосы в нижней передней части башни. Эти «вырезы» предназначались для того, чтобы главная башня при повороте не задевала пулеметные. Позже это ноу-хау перейдет ко всем средним немецким танкам до PzKpfw IV включительно.

Непосредственно перед передачей документации «Круппу» конструкторы «Рейнметалл-Борзиг» значительно изменили систему вооружения Nb.Fz. Две пушки теперь размещались в горизонтальной спарке. Это неблагоприятно сказывалось на погоне башни – нагрузки при стрельбе были неравномерными, но значительно облегчало работу наводчика. Кроме того, для избавления наводчика от необходимости «бегать» по башне пулемет закрепили жестко и его наводку связали с системами наведения пушек. Также изменили расположение рабочего места командира. Ранее он располагался в задней части башни, теперь же его кресло перенесли в кормовую нишу. Таким образом удалось увеличить свободный объем внутри башни и исключить возможность травмирования командира танка при откате пушек. С другой стороны, понадобилось изменить кормовой «бронеящик» башни и провести ряд других изменений конструкции. И все же немецкие конструкторы поли по этому пути во избежание необходимости увеличения погона башни и сопутствующих переделок корпуса. Что касается люков новой башни, то боковые теперь стали открываться вперед, а командирскую башенку оснастили двухстворчатым люком. Примечательно, что эти решения позже тоже перекочуют на новые немецкие танки.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 424 ] — нажмите для просмотра полного изображения




Испытания обновленного «Новопостроенного танка» показали заметное улучшение характеристик и удобства работы экипажа. Теперь единственное нарекание вызывали обновленные пулеметные башни – из-за новой конструкции их крыши пулеметчики испытывали некоторые неудобства при посадке и высадке из танка. Тем не менее, этот дискомфорт посчитали недостаточным основанием для очередной переделки. В 1935 году было заказано еще три экземпляра Nb.Fz., на этот раз они должны были быть полноценно бронированными. На этом этапе башню вновь сделали сварной и изменили ее кормовую нишу для улучшения условий работы командира. Также командир получил новую башенку, а благодаря обновленной форме кормовой ниши удалось вновь увеличить высоту пулеметных башен. Кроме того, впервые в ходе проекта Nb.Fz., пулеметные башни получили двухстворчатые люки. Теперь пулеметчики для входа и выхода не нуждались в правильном положении главной башни и имели какую-никакую защиту от пуль противника. Корпуса, их компоновка и силовая установка трех бронированных танков были полностью аналогичны корпусу второго опытного образца.

В бой?

В конце 1935 года испытания трех бронированных танков были успешно завершены. Конструкторам и рабочим «Рейнметалла» и «Круппа» удалось сделать то, что хотели получить военные. Но на судьбе нового танка неблагоприятным образом сказались новые взгляды военных. В 35-м руководство Вермахта отказалось от старых воззрений на роль танков в современной войне и полным ходом разрабатывало стратегию блицкрига. В боях новой войны для Neubaufahrzeug просто не было места. Зато оно нашлось в небоевых аспектах будущей Второй Мировой. Танк с тремя башнями и целым набором вооружения выглядел весьма сурово. Конечно, лобовая броня толщиной всего в 14,5 миллиметра уже не была чем-то непробиваемым для современной артиллерии, но про минусы машины предполагалось молчать.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 403 ] — нажмите для просмотра полного изображения




Трем «Новопостроенным танкам» было суждено поработать в пропаганде. Все построенные бронированные Nb.Fz. были сведены в специальный взвод батальона Pz.Abt1. Zb.V 40 под командованием лейтенанта Г. Хорстманна. «Боевая задача» новых танков состояла в следующем: прибыть на место к окончанию боев, эффектно пройтись по улицам захваченного города и быть запечатленными на кадрах хроники. При умелом обращении с фото- и кинопленками три танка превращались в несокрушимую армаду. 9 апреля 1940 года специальный взвод отправился в Норвегию. 19-го числа взвод прошел по улицам Осло, чем создал слух о переброске в Норвегию тяжелых танков. При поддержке ведомства Й. Геббельса информация о «сверхмощных тяжелых танках» и их фиктивные заоблачные характеристики разошлись по всему миру. Вскоре сопротивление норвежцев было сломлено. Имеется информация об участии Neubaufahrzeug в боевых действиях. 25 апреля того же года, как минимум, один Nb.Fz. участвовал в атаке на деревню Кварн. Огнем английской артиллерии Nb.Fz. был поврежден и обездвижен. Несмотря на невозможность движения, танк продолжал поддерживать пехоту огнем. После отступления англичан танк был эвакуирован и отремонтирован. Возможно именно тот самый экземпляр «Новопостроенного танка» позже накрепко увяз в болотах под Лиллехаммером и во избежание попадания в руки англичан был подорван собственным экипажем.

После окончания боев за Норвегию два оставшихся танка были возвращены в Германию. Далее история бронемашин Nb.Fz. представляет собой настоящую загадку. Известно, что опытные экземпляры, не имевшие бронирования, некоторое время использовались в танковых училищах в качестве учебного пособия. Судьба полноценных танков, в свою очередь, достоверно неизвестна. Согласно одни источникам, все три экземпляра бронированных Nb.Fz. были уничтожены во время бомбардировок, согласно другим – в 42-м году они были разобраны. Одновременно с этим в мемуарах отечественных ветеранов порой встречаются упоминания о присутствии этих танков на Восточноевропейском театре военных действий Второй Мировой войны. Однако имеющиеся документы говорят, что Neubaufahrzeug никогда не посылались на войну с Советским Союзом. Так или иначе, ни одного экземпляра Nb.Fz. до сегодняшнего дня не дожило.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 539 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 

Герцен

Помним.Скорбим.
Средний танк Pz Kpfw IV (Sd Kfz 161)


Решение о разработке среднего танка (который также называют танком артиллерийской поддержки) имеющего короткоствольную пушку приняли в январе 34-го года. В следующем году компании Крупп-Грузон, MAN и Рейнметалл-Борзиг представили для испытаний свои прототипы. Армейцам понравился крупповский проект. Машины модификации А были выпущены в 37-м году, модификации В (так называемые установочные партии) – в 1938-м. В течение следующего года построили 134 танка модификации С.

Боевая масса танков 18,4 – 19 тонн, толщина брони до 30 миллиметров, максимальная скорость по шоссе — 40 км/ч, запас хода — 200 километров. В башне устанавливалась пушка калибра 75 мм длиной L/24 (24 калибра) и спаренный с ней пулемет. Еще один размещался справа в лобовом листе корпуса в шаровой установке. По конструкции и компоновке танк в основном повторял средний Pz Kpfw III.

Уменьшено: 84% от [ 761 на 529 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года


Уменьшено: 80% от [ 800 на 470 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкие средние танки PzKpfw IV Ausf H на учениях по отработке взаимодействия экипажей. Германия, июнь 1944 г.


По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт имел 211 танков Pz Kpfw IV. Танк во время польской кампании показал себя отлично, и его наряду со средним танком Pz Kpfw III утвердили как основной. Его массовое производство развернулось в октябре того же года. Уже в 40-м году было выпущено 278 шт. модификаций D и Е.

В танковых дивизиях Германии к моменту французского вторжения на Западном театре имелось около 280 танков Pz Kpfw IV. Эксплуатация в боевых условиях показала, что броневая защита недостаточная. В результате толщина листов лобовой части была доведена до 60 мм, бортов — до 40 мм, башни — до 50 мм. В результате, боевой вес модификаций Е и F которые выпускались в 40—41 годах увеличился до 22 тонн. Для сохранения удельного давления в приемлемых рамках, была незначительно увеличена ширина гусениц — до 400 миллиметров с 380.

Немецкие «четверки» проигрывали огневые поединки с танками KB и Т-34 советского производства из-за неадекватных характеристик вооружения. Начиная с весны 42-го года на Pz Kpfw IV начали устанавливать 75-миллиметровые длинноствольные пушки (L/43). Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 920 метров в секунду. Так появилась Sd Kfz 161/1 (модификация F2), которая по вооружению превосходила даже Т-34-76. Модификация G выпускалась в 1942-1943 гг., Н – с 43-го и J – с июня 44-го (все модификации кодировались как Sd Kfz 161/2). Последние две модификации оказались самыми совершенными. Толщину лобовых броневых листов увеличили до 80 миллиметров. Мощность пушки увеличилась: длина ствола составляла 48 калибров. Вес увеличился до 25 тыс. кг. Ausf J на одной заправке могли двигаться по шоссе на расстояние до 320 километров. На всех танках с 1943 года стали обязательными 5-миллиметровые экраны, которые защищали борта и башню сзади и сбоку от пуль противотанковых ружей и кумулятивных снарядов.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 513 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год


Уменьшено: 80% от [ 800 на 572 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Финляндия, 1941 год


Сварной корпус танка по конструкции был прост, хотя и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало доступ к разным механизмам и агрегатам, но при этом снижало прочность корпуса. Перегородки разделяли внутреннее пространство на три отсека. Отделение управления занимало передний отсек, в котором размещались коробки передач: бортовые и общая. В этом же отсеке размещались водитель и радист, оба имели собственные приборы наблюдения. Башня многогранной формы и средний отсек отводились под боевое отделение. Основное вооружение, боеукладка и остальные члены экипажа: заряжающий, наводчик и командир располагались в нем. Вентилирование улучшали люки выполнение по бокам башни, однако они снижали снарядостойкость танка.

В командирской башенке имелось пять смотровых приборов с броневыми заслонками. Также смотровые щели имелись в боковых люках башни и по обе стороны маски пушки. Наводчик имел телескопический прицел. Башня вращалась вручную или при помощи электромотора, вертикальная наводка пушки осуществлялась только вручную. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные гранаты, кумулятивные, подкалиберные и бронебойные снаряды.

В моторном отделении (кормовая часть корпуса) размещался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением. В ходовую часть входили восемь обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, которые были сблокированных по два. Листовые рессоры являлись упругими элементами подвески.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 544 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года


Уменьшено: 80% от [ 800 на 554 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Pz.Kpfw.IV Ausf.H с бортовыми экранами и циммеритовым покрытием. СССР, июль 1944 года


Средний танк Pz Kpfw IV себя зарекомендовал как легкоуправляемая и надежная машина. Однако ее проходимость, особенно у перетяжеленных танков последних выпусков, была довольно плохой. По броневой защите и вооружению он превосходил все подобные производимые в западных странах, кроме некоторых модификаций английских «Комет» и американских М4.

Технические характеристики среднего танка Pz Kpfw IV (Ausf D/Ausf F2/Ausf J):
Год выпуска – 1939 г./1942 г./ 1944 г.;
Боевая масса – 20000 кг/23000 кг/25000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5920 мм/5930 мм/ 5930 мм;
Длина с пушкой вперед – 5920 мм/6630 мм/7020 мм;
Ширина – 2840 мм/2840 мм/2880 мм;
Высота – 2680 мм;
БРОНИРОВАНИЕ:
Толщина броневых листов (угол наклона к вертикали):
Лобовая часть корпуса – 30 мм (12 град.)/50 мм (12 град.)/80 мм (15 град.);
Борта корпуса – 20 мм/30 мм/30 мм;
Лобовая часть башни – 30 мм (10 град.)/50 мм (11 град)/50 мм (10 град);
Днище и крыша корпуса – 10 и 12 мм/10 и 12 мм/10 и 16 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
Марка пушки – KwK37/KwK40/KwK40;
Калибр – 75 мм
Длина ствола – 24 клб./43 клб./48 клб.;
Боекомплект – 80 выстрелов/87 выстрелов/87 выстрелов;
Число пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2700 патронов/3000 патронов/3150 патронов
ПОДВИЖНОСТЬ:
Тип и марка двигателя - «Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с./300 л. с./272 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40 км/ч/40 км/ч/38 км/ч;
Запас топлива – 470 л/470 л/680 л;
Запас хода по шоссе – 200 км/200 км/320 км;
Среднее давление на грунт – 0,75 кг/см2/0,84 кг/см2;0,89 кг/см2.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 485 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 86% от [ 740 на 800 ] — нажмите для просмотра полного изображения


В засаде

Уменьшено: 80% от [ 800 на 506 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкие пехотинцы у танка PzKpfw IV. Район Вязьмы. Октябрь 1941 года

Уменьшено: 80% от [ 800 на 536 ] — нажмите для просмотра полного изображения


В 12-й танковой дивизии вермахта получают горючее. Разгрузка немецкого товарного поезда: бочки по бревнам перекатывают прямо на броню среднего танка PzKpfw IV Ausf.B. Группа армий «Центр», июль 1941 года

Уменьшено: 80% от [ 800 на 609 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий танк PzKpfw IV Ausf.G, захваченный союзниками на Сицилии

Уменьшено: 80% от [ 800 на 544 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Подбитые немецкий танк PzKpfw IV и два советских танка Т-34

Уменьшено: 80% от [ 800 на 553 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий танкист и танк PzKpfw IV с пробоиной в 75-мм пушке

Уменьшено: 80% от [ 800 на 466 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Советский военнослужащий осматривает уничтоженный немецкий средний танк T‑IV (PzKpfw IV Ausf.D)

Уменьшено: 80% от [ 800 на 483 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий танк PzKpfw IV Ausf. Н, захваченный советскими войсками

Уменьшено: 80% от [ 800 на 510 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Курская дуга, июль 1943-го. На снимке — подбитый немецкий средний танк PzKpfw IV (модификации H или G)

Уменьшено: 80% от [ 800 на 454 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Советские танкисты на трофейном немецком среднем танке PzKpfw IV
 

Герцен

Помним.Скорбим.
Средний танк Pz Kpfw V «Panther» (Sd Kfz 171)


Уменьшено: 80% от [ 800 на 358 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Сошедшие с конвейера немецкие танки «Пантера» и «Тигр» во дворе завода фирмы «Хеншель»


Уменьшено: 80% от [ 800 на 663 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Башни танков «Пантера» в вагонах на железнодорожной станции в Ашаффенбурге (Aschaffenburg), разбитой бомбардировкой


В 1937 г. нескольким компаниям поручили проектирование очередной, однако более тяжелой модели боевого танка. В отличие от других боевых машин дело двигалось медленно. Танки Pz Kpfw III и IV пока удовлетворяли командование вермахта, а потому оно на протяжении долгого времени не могло определиться с ТТТ к новому танку и меняло тех. задание несколько раз. Были построены только единичные опытные образцы, оснащенные 75-миллиметровым короткоствольным орудием. Однако и они по многим параметрам скорее являлись прообразами тяжелых танков.

Медлительность в проектировании исчезла сразу после нападения Германии на Советский Союз, когда немецкие танки на полях сражений встретились с КВ и Т-34. Уже через месяц компания Рейнметалл взялась за разработку мощного танкового орудия. По предложению Гудериана спец. комиссия начала изучать трофейные советские машины. 20 ноября 41-го года комиссия доложила о конструктивных особенностях танка Т-34, которые необходимо было реализовать в немецких танках: наклонное размещение броневых бронелистов, катки большого диаметра, которые обеспечивают устойчивость при движении и так далее. Министерство вооружений практически сразу поручило компаниям MAN и Даймлер-Бенц создать прототип танка VK3002, который по многим характеристикам напоминали советский танк: боевая масса — 35 тыс. кг., удельная мощность — 22 л.с./т, скорость — 55 км/ч, броня — 60 миллиметров, длинноствольная 75-миллиметровая пушка. Задание было условно названо «Panther» («Пантера»).

В мае 42-го года приемной комиссией (так называемой «Пантеркомиссией») были рассмотрены оба проекта. Фирмой Даймлер-Бенц был предложен образец, который даже внешне напоминал Т-34. Компоновка агрегатов копировалась полностью: ведущие колеса и моторно-трансмиссионное отделение располагались сзади. 8 катков большого диаметра размещались в шахматном порядке, были сблокированы по два и имели в качестве упругого элемента подвески листовые рессоры. Башню сдвинули вперед, бронелисты корпуса установили под большим углом. Даймлер-Бенц даже предложила установить дизельный мотор вместо бензинового а также использовать гидравлическую систему управления.

Образец, представленный фирмой MAN, имел заднее расположение двигателя и переднее коробки переключения передач. Подвеска торсионная, двойная, индивидуальная, катки располагались в шахматном порядке. Между моторным отделением и отделением управления (трансмиссионным) находилось боевое отделение. Поэтому башню отодвинули к корме. В ней устанавливалась 75-миллиметровая пушка со стволом большой длинны (L/70, 5250 мм).

Уменьшено: 80% от [ 800 на 191 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения




Проект Даймлер-Бенц был очень хорош. Элементы подвески — легче и дешевле в изготовлении и дальнейшем обслуживании. А. Гитлер лично интересовался работами над данной машиной и отдавал предпочтение именно этому танку, но потребовал установить длинноствольную пушку. Тем он «зарубил» проект, хотя компании и успели выдать заказ на производство 200 машин (впоследствии заказ аннулировали).

«Пантеркомиссия» поддержала проект компании MAN, а первую очередь, не видя преимуществ в заднем расположении трансмиссии и мотора. Но главный козырь — башне компании Даймлер-Бенц была необходима серьезная доводка. Готовая башня компании Реинметалл даймлеровский проект не спасла, поскольку не состыковывалась с корпусом. Таким образом, MAN выиграла этот конкурс и начала постройку первой партии машин.

Конструкторами танка Pz Kpfw V (машину называть «Пантерой» в обиходе и штабных документах без упоминания кода начали гораздо позже – после 43-го года) стали П. Вибикке, главный инженер танкового отдела MAN и Г. Книпкамп, инженер из управления испытания и усовершенствования оружия.

В сентябре 42-го года был готов в металле VK3002 и был подвергнут тщательным испытаниям. Танки установочной серии появились в ноябре. Поспешность, которую проявили при проектировании и пуске в производство, привела к большому количеству «детских» болезней в Pz Kpfw V. Масса танка превысила проектную на 8 тонн, потому уменьшилась и удельная мощность. 60-миллиметровая лобовая броня была явно слабой, лобовой пулемет отсутствовал. До выхода в январе 43-го года машин модификации D эти проблемы решили: толщину брони довели до 80 миллиметров, на лобовом листе в прорези установили пулемет. Сборочные линии для серийных машин наладили на заводах компаний Даймлер-Бенц, Демаг, Хеншель, MNH и других. И все же «Пантеры» в первые месяцы службы выходили из строя чаще от различных поломок, а не от воздействия противника.

Во второй половине 43-го года появились машины модификации А, получившие лобовой пулемет смонтированный в шаровой установке и новую командирскую башенку имеющую бронированные головки перископов. Машины модификации G, производились с 44-го г. и до окончания войны, имели другой угол наклона бортовых плит корпуса (вместо 50° – 60°), увеличенные массу и боекомплект.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 518 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 373 ] — нажмите для просмотра полного изображения




Производство «Пантер» с самого начала обладало наивысшим приоритетом. Планировалось что в месяц будет строиться по 600 машин. Однако план ни разу не выполнили. Рекордного выпуска — 400 танков — достигли только в июле 44-го года. Для сравнения: уже в 42-м году в месяц выпускалось более тысячи Т-34. Всего было собрано 5976 Pz Kpfw V.

Во время перехода от модификации к модификации конструкторы стремились главным образом добиться максимальной эффективности оружия, а также обеспечить удобство для работы экипажа. Была специально разработана мощная 75-миллиметровая танковая пушка KwK42. Ее бронебойный снаряд пробивал 140-миллиметровый броневой лист, установленный вертикально, с расстояния в 1000 метров. Выбор сравнительно небольшого калибра обеспечивал высокую скорострельность и позволял увеличить боекомплект. Смотровые приборы и прицелы высокого качества. Это позволяло сражаться с противником на дистанциях 1,5—2 км. Башня, имеющая сплошной полик, приводилась в движение гидроприводом. Электроспуском увеличивалась меткость стрельбы. В распоряжении командира имелась башенка с 7-ю перископическими приборами наблюдения. Для установки зенитного пулемета на башенке имелось кольцо. Загазованность боевого отделения снижали при помощи специального устройства продувки ствола пушки сжатым воздухом и отсоса из гильзы газов. Кормовая часть башни имела люк для загрузки боеприпасов, смены ствола и аварийного выхода заряжающего. С левой стороны имелся круглый лючок, предназначенный для выброса стреляных гильз.

В состав механической трансмиссии АК-7-200 входили трехдисковый главный фрикцион сухого трения, семискоростная коробка передач (одна передача заднего хода), планетарный механизм поворота с двойным подводом мощности, дисковый тормоз и бортовые редукторы. Трансмиссия управлялась гидравлически. Водитель управлял танком, используя штурвал.

Карданный вал от мотора к коробке передач разделялся на три части. Средняя часть служила для отбора мощности на гидравлический насос механизма поворота башни. Нагрузка на гусеницы более равномерно распределялась за счет шахматного расположения катков. Поврежденный танк можно было легко буксировать. Так как катков было много, появилась возможность их снабдить тонкой обрезинкой, которая при длительном движении не перегревалась. Сочетание такой ходовой части и торсионной индивидуальной подвески катков обеспечивало этой довольно тяжелой машине хорошую проходимость и плавность хода. Однако грязь в холодное время, набивалась между катками, замерзала и блокировала их. Во время отступления экипажи часто бросали свои исправные, однако, обездвиженные танки.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 480 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения «Шпербер» (Sperber FG 1250). Испытательный полигон центра Даймлер-Бенц


Уменьшено: 80% от [ 800 на 502 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий танк Pz.Kpfw. V Ausf.A «Пантера» и бронетранспортер Sd.Kfz. 251 с экипажами на дороге. Второй слева возле танка — оберштурмфюрер СС Карл Николес-Лек, командир 8./SS-Panzerregiment 5 (8-я рота 5-го танкового полка СС — подразделение 5-й дивизии СС «Викинг»). Предместья Варшавы


В танке удачно сочетались форма корпуса и рациональные углы наклона бронелистов. Люк для водителя выполнялся в крыше корпуса, для увеличения прочности лобового листа. Со второй половины 43-го года бронирование усиливали за счет навешивания по бортам экранов. Башню и корпус «Пантеры», как и других немецких САУ и танков, покрывали специальным цементом «циммерит», который исключал «прилипание» магнитных мин и гранат к ним.

По мнению подавляющего большинства экспертов Pz Kpfw V – лучшая машина германских панцерваффе и один из сильнейших танков во Второй мировой войне. Он опасным противником в танковых схватках. Ни американцы, ни англичане, создать танк равноценный «Пантере» не смогли.

При большом количестве положительных боевых качествах данная машина оставалась на этапе производства мало технологичной, а при эксплуатации – сложной. По некоторым узлам имела низкую техническую надежность. Например, часто ломались торсионы, а их замена была весьма трудоемкой. Бортовые передачи и ведущие колеса быстро выходили из строя в связи с общей перегруженностью. До конца войны от этих недостатков так и не удалось полностью избавится.

Что же касается Даймлер-Бенц, то фирма не теряла надежды создать собственную «Пантеру». Конструкторы в первую очередь занялись башней. Ей придали зауженную форму и уменьшили площадь лобового листа. Широкую прямоугольную маску с отверстиями для прицела и пулемета заменили конической муфтой. Башня, которая имела 120- миллиметровый лобовой, 60-миллиметровые бортовые и 25-миллиметровый верхний листы, оснащалась дальномером. Катки нового танка имели внутреннюю амортизацию. Скорость увеличилась до 55 километров в час. Остальные характеристики остались неизменными. Успели построить только один экземпляр танка, известного как модификация F, — уже велись проработки Pz Kpfw «Panther II» под 88-миллиметровую пушку.

На единственной новой «Пантере», которую изготовила фирма MAN, проектную массу в 48 тонн повысили до 55 тонн, хотя и пушка, и башня оставались прежними. Танк получил на борт семь катков, а одинарные торсионы заменили двойные.

На базе танка Pz Kpfw V было выпущено 339 Bergepanther Sd Kfz 179 (ремонтно-эвакуационные машины) боевой массой 43 тыс. кг. Экипаж состоял из пяти человек. Первоначально машины вооружались 20-миллиметровой автоматической пушкой, а в дальнейшем — только двумя пулеметами. Башню заменили грузовой платформой с 80-миллиметровыми броневыми бортами предназначенной для перевозки запчастей. Машина оснащалась крановой стрелой и мощной лебедкой.

Уменьшено: 98% от [ 651 на 800 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкие танкисты на танке «Пантера» командирской модификации (Panzerbefehlswagen Panther). От линейных машин внешне отличаются двумя установленными на корпусе антеннами


Уменьшено: 80% от [ 800 на 566 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Танки PzKpfw V «Пантера» 130-го полка танковой учебной дивизии вермахта в Нормандии. На переднем плане — дульный тормоз орудия одной из «Пантер»


329 «Пантер» были переоборудованы в командирские танки — в них устанавливалась вторая радиостанция монтируемая за счет уменьшения боекомплекта до 64 выстрелов. Также имелась 41 машина Pz Beob Wg «Panther», предназначенная для артиллерийских наблюдателей. Башня, имеющая вместо пушки деревянный макет и заделанную амбразуру, не вращалась. Дальномер размещался в башне. Из вооружения было оставлено два пулемета: в лобовой части башни в шаровой установке, и курсовой (аналогично модификации D).

«Пантеру» рассматривали в качестве базы под серию самоходок с 105- и 150-миллиметровыми гаубицами, 30-миллиметровыми спаренными в башне и 88- миллиметровыми зенитными орудиями, 128-миллиметровой пушкой и направляющими для ведения огня ракетами. Также планировалось создать разведывательный танк имеющий укороченное шасси а также штурмовой танк имеющий 150-миллиметровое орудие. Однако этому всему не суждено было сбыться.

Pz Kpfw «Panther» в бой впервые пошли на Курской дуге в составе Пятьдесят первого и Пятьдесят второго танковых батальонов Десятой танковой бригады — 204 машины, среди которых 7 командирских и 4 ремонтно-эвакуационных машин. Затем они использовались на всех фронтах.

Технические характеристики средних танков Pz Kpfw V «Panther» (Ausf D/Ausf G):
Год выпуска 1943 г./1944 г.;
Боевая масса – 43000 кг/45500 кг;
Экипаж – 5 человек;
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ:
Длина по корпусу – 6880 мм/6880 мм;
Длина с пушкой вперед – 8860 мм/8860 мм;
Ширина – 3400 мм/3400 мм;
Высота – 2950 мм/2980 мм;
ЗАЩИЩЕННОСТЬ:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) - 80 мм (55 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 40 мм (40 град.)/50 мм (30 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 100 мм (10 град.)/110 мм (11 град.);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 15 и 30 мм/40 и 30 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
Марка пушки – KwK42;
Калибр – 75 мм;
Длина ствола 70 калибров;
Боекомплект – 79 выстрелов/81 выстрелов;
Число пулеметов – 2 шт.;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 5100 патронов/4800 патронов;
ПОДВИЖНОСТЬ:
Тип и марка двигателя - «Майбах» HL230P30;
Мощность – 650 л. с./700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 46 км/ч;
Запас топлива - 730 л;
Запас хода по шоссе – 200 км;
Среднее давление на грунт – 0,85 кг/см2/0,88 кг/см2.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 542 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 

Герцен

Помним.Скорбим.
Уменьшено: 80% от [ 800 на 600 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 529 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Командир танкового полка «Великая Германия» полковник Вилли Лангкейт (второй слева) разговаривает с экипажем рядом с танком Pz.Kpfw. V «Пантера». Вилли Лангкейт, будущий командир дивизии "Курмарк", был награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Южная Украина, май-июнь 1944г


Уменьшено: 80% от [ 800 на 571 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкие танки PzKpfw V «Пантера» в районе Орла


Уменьшено: 80% от [ 800 на 572 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Танк Pz.Kpfw. V «Пантера» из состава 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии вермахта в Голдапе. Голдап — один из первых населенных пунктов Восточной Пруссии, взятых Красной Армией 20.10.1944. Но в результате контрудара немцам удалось отбить город


Уменьшено: 80% от [ 800 на 526 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкие панцергренадеры и танки Pz.Kpfw. V «Пантера» на марше в Нижней Силезии


Уменьшено: 80% от [ 800 на 282 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Советский танк Т-44-122 и немецкий танк PzKpfw V «Пантера» на сравнительных испытаниях. Фото из архива Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А. Морозова


Уменьшено: 80% от [ 800 на 290 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Танки Pz.Kpfw. V «Пантера» 3-го танкового полка СС (SS Pz.Rgt. 3) 3-й танково-гренадерской дивизии СС «Тотенкопф», подбитые советской артиллерией южнее города Пултуск (Польша). Захвачены войсками 1-го Белорусского фронта


Уменьшено: 80% от [ 800 на 267 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкие танки Pz.Kpfw. V «Пантера», уничтоженные советскими войсками у украинского села



Момент попадания гранаты из гранатомета «Базука» (M1 Bazooka) в средний немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера»


Уменьшено: 80% от [ 800 на 437 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий танк Pz.Kpfw. V Ausf.G «Пантера» из состава танковой дивизии «Фельдхернхелле», брошенный при неудачном прорыве немцев из блокированного Будапешта. Номер советской трофейной команды «132». Пригород Будапешта


Уменьшено: 80% от [ 800 на 499 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Советские трофейщики маркируют подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера». Район озера Балатон


Уменьшено: 80% от [ 800 на 323 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Брошенные под Прохоровкой неисправные немецкие танки Pz.Kpfw.V «Пантера» из состава 10-й «пантербригады» (танкового полка фон Лаухерта)


Уменьшено: 80% от [ 800 на 342 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Танк Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf. G, шедший в колонне третьим, стоит кормой по направлению движения колонны. Выведен из строя тремя попаданиями 100-мм снарядов в маску орудия. Номер советской трофейной команды «76». Колонна немецкой бронетехники, уничтоженная из засады советской артиллерией на границе Венгрии и Австрии, в районе города Детриц


Уменьшено: 80% от [ 800 на 579 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Советские солдаты осматривают захваченный в городе Умань немецкий танк Pz.Kpfw. V Ausf. A «Пантера» через три дня после освобождения города от захватчиков 10 марта 1944 года


Уменьшено: 80% от [ 800 на 433 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Захваченные исправными танки Pz.Kpfw. V «Пантера» (по некоторым данным из состава 10-й «Пантербригады»). Танки захвачены на сборном пункте аварийных машин (СПАМ) на окраине Белгорода. Дальний танк с тактическим номером 732 был доставлен в Кубинку для испытаний.


Уменьшено: 80% от [ 800 на 508 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Советские дети, играющие на брошенном немецком танке Pz.Kpfw. V Ausf. D «Пантера» в Харькове


Уменьшено: 80% от [ 800 на 563 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Трофейный немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» из состава 366-го САП (самоходно-артиллерийский полк). 3-й Украинский фронт. Венгрия, март 1945 года


Уменьшено: 80% от [ 800 на 547 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Трофейная немецкая техника на выставке в ЦПКИО имени Горького в Москве осенью 1945 года. На переднем плане тяжелый немецкий танк Pz.Kpfw VI Ausf.B «Королевский тигр», броня башни которого пробита подкалиберными снарядами 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2, за ним два тяжелых танка Pz.Kpfw VI Ausf. Е «Тигр» разных выпусков, за ними Pz.Kpfw V «Пантера» и другая бронетехника. В левом ряду две противотанковых САУ «Мардер», немецкий БТР, САУ StuG III, САУ «Веспе» и другая бронетехника


Уменьшено: 80% от [ 800 на 522 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Рота трофейных немецких танков Pz.Kpfw. V «Пантера» гвардии лейтенанта Сотникова восточнее Праги (не чешской столицы, а пригорода Варшавы)


Уменьшено: 80% от [ 800 на 515 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий танк Pz.Kpfw. V Ausf. G «Пантера» в болгарских войсках. На солдатах характерные болгарские бустины итальянского образца, а у офицера (под орудием, подбоченясь) — не менее характерная болгарская фуражка. Этот снимок может быть датирован даже 1945—1946 годами (все зависит от того, сколько еще времени после окончания войны у болгар на вооружении сохранялась немецкая техника). В конце же 1940-х болгарскую армию (как и армии других стран соцлагеря) переодели в форму советского образца

 

Герцен

Помним.Скорбим.
Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)


Вермахту в 37-м году потребовался танк прорыва, который имел бы 50-миллиметровую броню и был в полтора раза тяжелее танка Pz Kpfw IV. Проектирование поручили машиностроительной компании Хеншель в городе Кассель.

Заказом от управления вооружений занялся Э. Адерс, начальник отдела новых разработок, которого впоследствии признали «отцом тигров» (Tigerfater). Его первой машиной стал DW1 (машина прорыва, Durchbruchswagen), изготовленный в единственном экземпляре. DW2 появился в 1938 году. Имея такую же ходовую часть, как и у DW1 (пять катков с индивидуальной торсионной подвеской), машина развивала скорость до 35 км/ч. Э. Адерс в сентябре начал работы над уточненным заданием (масса конкретизировали в 30 тонн). Одновременно к проекту привлекали компании Даймлер-Бенц, MAN и КБ Ф. Порше.

Обозначения экспериментальных машин и тому времени были стандартизированы и заказанной машине присвоили идентификатор VK3001. В шифре первые две цифры – проектная масса, последние — номер образца.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 533 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС во время учебных боев. Франция, весна 1944 года


Уменьшено: 80% от [ 800 на 551 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Высшее немецкое командование осматривает на полигоне, после завершения очередных испытаний, один из первых экземпляров танка «Тигр» (PzKpfw VI Ausf. H). 1942 г.


Уменьшено: 80% от [ 800 на 534 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Новейшие немецкие тяжелые танки «Тигр» (PzKpfw VI «Tiger I») доставлены на боевые испытания на железнодорожную станцию Мга под Ленинградом, но машинам сразу же потребовался ремонт


За основу Э. Адерс взял машину DW2. Компания Хеншель изготовила четыре прототипа, которые незначительно различались — две машины в марте 1941 года и столько же в октябре. Что эти машины представляли собой? При боевом веси 32 тонны 300-сильный двигатель обеспечивал скорость до 25 км/ч. Ходовая часть – семь (парных и одинарных) катков, размещенных в шахматном порядке, и три поддерживающих ролика. Вооружение танка - короткоствольная 75-мм пушка и два пулемета. Лобовая часть корпуса и башни изготавливались из 50-миллиметровых бронелистов, борта – из 30-миллиметровых. Экипаж танка пять человек.

Пока VK3001 (Н) дорабатывали, началась кампания против СССР. После первых же боев стало ясно, что прототипы Хеншель бой с KB и Т-34 не выдержат. Что касается Порше, то он лишь пробовал себя в проектировании танков. По-видимому это и предопределило дальнейшие неудачи Порше в области танкостроения. Два экземпляра данной машины VK3001 (Р) были изготовлены зимой 40—41 годов. Танк заданной массы не превысил и благодаря паре двигателей имеющих воздушное охлаждение развивал скорость до 60 км/ч. Порше предложил электротрансмиссию и продольную торсионную подвеску с шестью катками на борт. Однако освоить данную сложную конструкцию в течении короткого срока немецкая промышленность не смогла и реализовать оригинальный замысел не удалось.

В мае 41-м году компания Хеншель занялась еще одним экспериментальным VK3601 оснащенный пушкой, снаряд которой пробивал бы броню толщиной 100 миллиметров с расстояния 1,5 тыс. метров. Кстати, когда этот танк был изготовлен, толщина бронилистов также составила 100 миллиметров. Машина массой 40 тонн развивала скорость до 40 км/ ч. Ходовая часть состояла из восьми катков большого диаметра (она позже была применена на «Тиграх»).

Уменьшено: 80% от [ 800 на 762 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 501 ] — нажмите для просмотра полного изображения






Министерство вооружений и боеприпасов в июле 1941 года выдало КБ Ф. Порше и фирме Хеншель заказ на VK4501. Предлагалось, что будет спроектирована машина под 88-миллиметровую зенитную пушку образца 1936 г., которая перерабатывалась под танк. Пушку создали в 20-е годы усилиями двух концернов — немецкий Крупп и шведский Бофорс. Имея основным предназначением борьбу с воздушными целями, данная система все-таки прославилась в качестве мощного противотанкового средства. Немцы в такой роли опробовали систему еще в Испании. Особенно активно ее использовали в 40—42 годах на полях сражений Второй мировой против танков имеющих противоснарядное бронирование — советских KB и Т-34, английских и американских «Шерманов», «Грантов» и «Матильд». Бронебойный снаряд выпущенный из нее поражал данные танки даже на дистанциях 2 – 2,5 тыс. метров.

Полуавтоматическое, с клиновым вертикальным затвором орудие дополнялись электроспуском и дульным тормозом. После модернизации его стали называть 8.8cm KwK36 — 8,8-сантиметровая пушка образца 36-го года.

Оба танка VK4501 (Н и Р) должны были изготовить к 20 апреля 1942 года – дню рождения Гитлера. То есть, времени было маловато. Оба конструктора взяли лучшее от предыдущих экспериментальных машин. Выбор после сравнительных испытаний остановили на машине Адерса, хотя Гитлер поддерживал Ф. Порше.

VK4501(P), имевшая конструкторское обозначение «Порше 101», массой 57 тонн развивал скорость до 35 км/ч. Экипаж машины пять человек. «Крупповская» башня и вооружение были такими же, как и у танка соперника. Толщина лобового бронилиста башни и корпуса – 100 миллиметров, бортов — 80 миллиметров.

Система воздушного охлаждения пары бензиновых десятицилиндровых двигателей делала конструкция Порше лучшей машиной для африканских пустынных условий. В июле 1942 года на заводе компании Нибелунг в австралийском Линце даже изготовили пять машин и около 90 корпусов, которые получили обозначение "Tiger(P)" или Pz Kpfw VIP. И те и другие нашли применение: первые использовали в качестве учебных машин, из полуфабрикатов вышли отличные истребители танков.

С августа 1942 года фирма Хеншель организовала серийное производство танков разработанных Адерсом. Позднее аналогичные сборочные линии были открыты фирмой Вегманн. «Тигры» выпускались до августа 44-го года. В 42-м году было построено 84 танка, в 43-м — 647 машин, в 44-м — 623. В апреле 44-го года зарегистрировали максимальный месячный выпуск — 104 танка.


Экипаж немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» демонстрирует возможности своей машины по преодолению противотанковых заграждений


Уменьшено: 80% от [ 800 на 470 ] — нажмите для просмотра полного изображения


[
Немецкие танкисты на привале и танк PzKpfw VI «Тигр»


Уменьшено: 80% от [ 800 на 775 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» №232 101-го тяжелого танкового батальона СС. Командир танка — унтершарфюрер Курт Клибер из роты Михаэля Виттмана


Первоначально машины официально назывались Pz Kpfw VI Ausf H «Tiger I». С февраля 44-го года, после принятия «Tiger II» на вооружение, название изменили на просто «Tiger I» или Pz Kpfw VI Ausf E. Данная машина не является очередной модификацией «шестерки». Имелась лишь одна модификация. Хотя, конечно, в конструкцию все же вносились изменения во время производства.

Боевой вес серийных машин превысил заданный более чем на 10 тонн. С момента появления танка и на протяжении полутора лет он был сильнейшей машиной в мире практически по всем показателям. В первую очередь, он имел мощное бронирование. Адерс придал корпусу коробчатое прямоугольное сечение за счет незначительного наклона лобовых и вертикальной установки бортовых бронеплит. Такая конфигурация ускорила и упростила технологический процесс. Кроме того, бронеплиты закреплялись сваркой и соединялись на шипах. Это позволяло достигать значительной механической прочности. Для изготовления днища использовался один лист. Броня — хромоникельмолибденовая катаная, гомогенная.

Внутреннее пространство «Тигра» было разделено на четыре отсека. Слева впереди в собственном отделении размещался водитель, справа — радист. Многоступенчатая коробка передач безвального типа имела восемь переднего, а также четыре заднего хода монтировалась между ними. В картер коробки передач помещались многодисковый главный фрикцион, работающий в масле, и тормоз. Дифференциальным механизмом поворота, имеющим двойным подводом мощности, обеспечивалось поворот на месте и по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. Для управления танком служило рулевое колесо через гидравлический полуавтоматический сервопривод. При отказе рулевого колеса использовались два ручных рычага с приводами на дисковые тормоза.

Ширина смотровой щели, через которую водитель наблюдал за окружающей обстановкой, регулировалась толстой броневой заслонкой перемещавшейся вертикально. При плохой видимости водитель больше ориентировался по расположенному справа курсоуказателю (гирополукомпасу), а не визуально. Люки, прорезанные над головами радиста и водителя, прикрывались крышками оснащенные перископическими приборами наблюдения. Во время стрельбы из лобового пулемета MG34 радист для прицеливания использовал свой перископ.

Под боевое отделение была отведена подковообразная башня, выгнутая из 80-миллиметрового бронелиста с вертикальными стенками, а также средняя часть корпуса, которая от моторного отсека отделялась броневой перегородкой. справа от пушки рабочее место заряжающего, слева — наводчика. Оба имели перед собой узкие смотровые щели со стеклоблоком. Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода наводчиком нажатием ногой на педаль. Командир танка дублировал горизонтальную наводку.

Командиру предназначалась устанавливаемая на крыше башни сзади слева цилиндрическая башенка имеющая люк и пять смотровых щелей. С июля 43-го года была заменена унифицированной (такая же, как на «Пантере») сферической башенкой имеющей семь перископических приборов наблюдения по периметру и круговой обвод для перемещения и крепления зенитного пулемета. На передней стенке башни устанавливалось три метательных устройства предназначенных для огня дымовыми гранатами.

88-миллиметровая пушка (L/56) и спаренный 7,92-миллиметровый пулемет смонтированный справа от нее были установлены в броневой маске (толщина 110 миллиметров). Боеукладку размещали ниже погона башни — под поликом башни и по стенкам боевого отделения около водителя. Полуавтоматикой орудия и унитарным патроном обеспечивалась боевую скорострельность в 8 выстрелов в минуту.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 551 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» с тактическим номером «211» из состава 503-го танкового батальона, в районе Белгорода. Немецкая наступательная операция «Цитадель»
 

любитель959

Форумчанин
Вот, кстати, про танки можно было бы вынести куда-нибудь в форум армии и флота, или как он там называется. Чтобы наш ЗФ не засорять...
А то, я впустую уже несколько раз зашёл (у меня оповещения по нескольку раз на 1 пост оповещают), а от-того статистика растёт...
 

Герцен

Помним.Скорбим.
Уменьшено: 80% от [ 800 на 573 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкие танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» 506-го тяжелого танкового батальона весной 1944 года на западной Украине


Уменьшено: 80% от [ 800 на 553 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона в районе Невеля, Псковская область. Январь 1944 года


«Тигр» стал первым немецким серийным танком имеющим новую ходовую часть, изобретенную Г. Книпкампом. Один борт имел восемь тройных опорных катков расположенных в шахматном порядке на торсионной подвеске имеющих гидравлические амортизаторы на переднем и заднем блоках. Кстати, немцами уже применялась такая конструкция шасси на легких машинах — бронетранспортерах и артиллерийских полугусеничных тягачах. Подвеска равномерно распределяла вес машины по гусенице, незначительно нагружая каждый каток, а также позволяла экономить на бандажах резину. С января 44-го года использовались катки без бандажа с внутренней амортизацией (такие же, как и на «Пантере»).

В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL210P45 с жидкостным охлаждением мощностью 650 л.с. В мае 43-го года в связи с переходом на унификацию танкового производства был заменен более мощным и уже проверенным на «Пантерах» HL230P30.

Прогрессивная трансмиссия, имеющая гидросервоприводы, и торсионная подвеска сделали «Тигр» легкоуправляемым танком с плавным ходом. Водитель не затрачивал значительных физических усилий и не переутомлялся при управлении танком. Освоить управление было несложно. От водителя высокой квалификации не требовалось, и если он погибал, его мог заменить любой член экипажа.

495 ранних «Тигров» были оснащены оборудованием для подводного вождения, которое позволяло преодолевать водные преграды глубиной до 4 метра по дну. Кроме того, первые серийные машины вооружались S-средством ближнего боя (Schrapnell). Оно служило для поражения солдат, которые пытались взять повреждённый танк «на абордаж». Пять гранатометов размещенных по краям корпуса танка выстреливали вверх шрапнельные гранаты на 1,5-2 метра. Взрываясь, они засыпали стальными шариками все вокруг на 360 градусов.

Кроме линейных, изготовили 84 командирских танка. Для того чтобы установить вторую радиостанцию, уменьшили боекомплект орудия до 66 выстрелов и убрали спаренный пулемет.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 501 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Тигры 2-й дивизии СС «Дас Райх» на марше в лесу под Кировоградом


Уменьшено: 80% от [ 800 на 552 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» дивизии СС «Дас Райх». Конец 1943 г


Уменьшено: 80% от [ 800 на 568 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Камуфлированный немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» состава 102-го тяжелого танкового батальона СС выдвигается к линии фронта у реки Орн. Сзади, очевидно, установлены дополнительные баки с горючим


Впервые «Тигры» в бой вступили на Восточном фронте осенью 1942 года под Ленинградом в районе станции Мга. В дальнейшем принимали участие в боях на всех фронтах.

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf H:
Год выпуска – 1942;
Боевая масса – 57000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры
Длина по корпусу – 6200 мм;
Длина с пушкой вперед – 8450 мм;
Ширина – 3700 мм;
Высота – 2860 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 100 мм (24 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 110 мм (8 град.);
Толщина бронелистов крыша и днища корпуса – 26 и 28;
Вооружение:
Марка пушки – KwK36;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 56 кпб;
Боекомплект – 92 выстрела;
Количество пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект пулеметов – 4800 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P45
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 38 км/ч;
Запас топлива – 570 л;
Запас хода по шоссе – 140 км;
Среднее давление на грунт – 1,04 кг/см2.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 554 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкий танк «Тигр» валит дерево для эффектного снимка. Польша. Лето 1944 года


Уменьшено: 80% от [ 800 на 471 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Немецкие солдаты под прикрытием танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» из состава 502-го батальона тяжелых танков под Нарвой. На заднем плане, левее, еще один такой же танк, и далее, правее, еще один «Тигр»



Командир немецкого тяжелого танка «Тигр» смотрит в бинокль


Уменьшено: 80% от [ 800 на 510 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Вид из немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» во время боя. Впереди виден горящий Т-34. СССР, 1944 год


Уменьшено: 80% от [ 800 на 388 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Буксировка неисправного немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» двумя тягачами. Курская дуга


Уменьшено: 80% от [ 800 на 578 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» танковой дивизии СС «Дас Райх» на Курской дуге


Уменьшено: 98% от [ 652 на 800 ] — нажмите для просмотра полного изображения


«Тигры» из состава 503-го батальона тяжелых танков на Курской дуге


Уменьшено: 80% от [ 800 на 526 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Командир танка, лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне немецкого танка «Тигр», подбитого экипажем Смелова, лейтенанту Лихнякевичу (подбившему в последнем бою 2 фашистских танка) . Эту пробоину сделал обычный бронебойный снаряд из 76-миллиметрового танкового орудия



Сорванная башня немецкого танка PzKpfw. VI «Тигр» №142 из 501-го танкового батальона, разрушенного взрывом


Уменьшено: 80% от [ 800 на 522 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Советские солдаты возле подбитого немецкого тяжёлого танка «Тигр» (PzKpfw VI «Tiger»)


Уменьшено: 80% от [ 800 на 481 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Советские офицеры осматривают подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 503-го батальона тяжелых танков. Гвардии полковник И.Н. Бойко показывает пробоину от бронебойного снаряда в бортовой броне толщиной 82 мм. На верхней части башни хорошо видны мортирки для стрельбы дымовыми гранатами. Перед И.Н. Бойко — М.Е. Катуков.


Уменьшено: 80% от [ 800 на 495 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Поврежденный и подготовленный к эвакуации немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр» дивизии СС «Мертвая голова», захваченный советскими войсками на железнодорожной станции Копичинцы


Уменьшено: 80% от [ 800 на 453 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Подбитый и сгоревший тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. E «Тигр» «средних» серий выпуска из состава 3-го танкового полка 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». Номер советской трофейной команды «308а». Район озера Балатон


Уменьшено: 80% от [ 800 на 505 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Тяжелый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» из состава 502-го тяжелого танкового батальона вермахта, подбитый под Ленинградом. Вероятнее всего, этот "Тигр" был подбит еще зимой 1943 года


Уменьшено: 80% от [ 800 на 395 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Подбитый тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H "Тигр " из состава 509-го тяжелого танкового батальона вермахта. Тактический номер танка 331. Танк окрашен коричневыми размытыми пятнами по стандартномутемно-желтому «Dunkel-Gelb». На заднем плане советское полковое орудие обр. 1927 года на конной тяге. Ноябрь 1943 года, район Киева



Уменьшено: 80% от [ 800 на 665 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Г.К. Жуков, Н.Н. Воронов и К.Е. Ворошилов осматривают первый захваченный «Тигр» на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО имени Горького в Москве летом 1943 года — Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (тактический номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом осенью 1942 года. Обращает на себя внимание необычное крепление ящика для снаряжения на борту башни, впоследствии никогда не встречавшееся.


Уменьшено: 80% от [ 800 на 467 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Выставка трофейной немецкой бронетехники в Киеве. Советские солдаты осматривают захваченные немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» с номерами S54 и S51 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Зима 1945 года


Уменьшено: 80% от [ 800 на 591 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Инвалид войны на выставке трофейной немецкой военной техники в Москве. В центре танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (тактический номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху