Теория Фрейда: почему мы так поступаем?

Тема в разделе "Архив", создана пользователем kamili, 22 июл 2005.

  1. kamili

    kamili Форумчанин

    В конце прошлого века Зигмунд Фрейд предложил новый метод для изучения душевного состояния человека и назвал его психоанализом. В последующие годы было признано, что идеи ученого внесли огромный вклад в понимание причин, вследствие которых мы думаем, чувствуем и поступаем тем или иным образом. Хотя многие аспекты учения Фрейда критикуются и поныне - и не без некоторых на то оснований, - нет сомнения, что его необыкновенная наблюдательность и удивительные исследования обеспечили ему выдающееся место в истории психологии.

    Труды Фрейда, естественно, обширны, подробны и предназначены специалистам. Но мы приведем только самые существенные части метода, использованного Фрейдом при наблюдении психической природы человека.

    1. Психоанализ строится на следующем принципе: все, что мы делаем, думаем, переживаем, - все имеет свою первопричину. Это значит, что ничто никогда не совершается случайно, идет ли речь, к примеру, о какой-нибудь ошибке или провале в памяти. Нет ничего случайного в поведении человека. Если мы внимательно и терпеливо покопаемся в себе, то обнаружим, что всегда есть какая-то причина, побудившая нас поступить так или иначе.

    2. Основные причины наших действий всегда подсознательны. Нам нравится думать, будто мы разумны, рационалистичны и постоянно отдаем себе отчет во всех своих поступках, но Фрейд считает, что это лишь внешний слой - «лак, покрывающий живопись». А под внешним слоем скрывается еще многое другое.

    3. Как никакой иной метод изучения психической природы человека, психоанализ придает особое значение раннему детству. Фрейд настойчиво подчеркивал, что в зрелом возрасте наш подход к самим себе, к окружающим, к жизни вообще - это прежде всего результат опыта, полученного в первые 6 или 7 лет после рождения.

    4. По мнению Фрейда, в основе этого столь важного опыта раннего детства лежит секс. Хотя выраженная подобным образом мысль может многих смутить, нужно сказать, что значение слова «секс» в психоанализе совсем иное, нежели в обычном употреблении. Люди, не знающие этого, совершенно неправильно понимают это положение ученого. Фрейд вовсе не хотел сказать, как многие ошибочно думают, будто все наши психологические трудности возникают из-за обманутых надежд в половой жизни, но имел в виду жизнь наших чувств. Секс в обычном понимании - это лишь часть ее. Фрейд тем не менее считал, что и любовь, и секс имеют общее происхождение - они возникают на основе радовавшего либо огорчавшего нас физического опыта первых лет жизни.

    Ребенок, например, не только испытывает удовольствие, утоляя свой голод, но он именно поэтому и любит это делать и очень быстро приучается любить руку, которая его кормит. Он испытывает любовь к тем, кто его ласкает и баюкает, согревает, вытирает, доставляет все эти чисто физические радости. К удовлетворению телесному ребенок присоединяет и удовольствие от общения с человеком, который доставляет ему это удовольствие. Иными словами, он учится любить посредством своего тела. Точно так же радуется он и тем частям своего тела, которые приносят ему какие-то приятные ощущения. Он пользуется ртом, например, не только для того, чтобы утолить голод или жажду, но и для сосания самых разных предметов, и не потому, что они вкусны, просто рот настолько нравится ему, что он получает удовольствие даже при неправильном его использовании. По мере роста ребенок обнаруживает также чувствительность своих половых органов. Это уже следующая стадия развития, но по своей сути продолжение того же процесса, который начался с удовольствия, какое приносил ребенку его собственный рот. Его способность любить и характер этой любви становятся поэтому основой его сексуального развития.

    5. Фрейд утверждал, что с детства нас более или менее постоянно побуждают отказываться от того, что мы любим, заставляют расти. Ребенок в возрасте год и 2 месяца любит отправлять свои естественные нужды, когда заблагорассудится, и терпеть не может ходить в туалет. 9-месячный ребенок любит рожок и не переносит стакан. 5-летний малыш любит играть со своими половыми органами, но ему запрещают делать это. 4-летний ребенок хочет громко заявить о своем протесте против чего-то и выразить это слезами, но ему напоминают, что плачут только маленькие дети. Больше всего мы любим, когда мама целиком и полностью принадлежит нам, а ее, однако, больше заботят папа, сестры и братья и вообще другие Люди. Она отправляет нас в детский сад, хотим мы этого или не хотим. И мы соображаем: если хотим, чтобы нас любили, лучше не возражать. И все-таки мы еще не готовы отказаться от того, что любим, и бережем свою любовь в глубине души. Мы подавляем то, что любим, чтобы сохранить любовь, предложенную нам теперь.

    Так вот, хотя такие подавленные чувства спустя многие годы и могут показаться нам уже совсем ушедшими в прошлое, так как у нас не возникает больше желания вернуться к детским привычкам, Фрейд считает, что они нисколько не угасли. Сила этих желаний, ставших теперь подсознательными, зависит от того, насколько жестока или добра была к нам жизнь. С годами мы можем стать действительно взрослыми людьми, достигшими психологической зрелости, а можем, наоборот, невольно направить все свои возмужалые силы на удовлетворение все тех же детских желаний. Разница только в том, что теперь мы соглашаемся на замену, ценность которой отражает степень и стадию нашего психического развития. Когда человек с наслаждением предается радостям стола, он использует свой рот, конечно, более инфантильным образом, чем это делает какой-нибудь блестящий оратор. Первый расплачивается ожирением, второй заслуживает одобрение окружающих. Первый получает примитивное удовольствие в ущерб другим радостям, второй достигает наилучшей гармонии своих желаний, целесообразнее используя ту же самую часть лица. Зигмунд Фрейд описал много способов замены ранних своих желаний другими, более взрослыми. Он назвал эти процессы «механизмами адаптации», и действительно, они могут составить целый словарь, который позволит нам определить смысл и значение большинства наших действий.

    6. Другой существенный момент, имеющий фундаментальное значение в психоанализе, - это постоянное присутствие в сознании человека разных конфликтов. Это не означает, что мы все время заторможены некими борющимися в нас силами. Но это показывает только, что в нас всегда живы такие противоборствующие силы, как любовь и ненависть, добро и зло, желания и запреты, и понимание этого дает нам возможность лучше раскрыть природу человека. Действительно, наше поведение становится гораздо более ясным, если мы разберемся, как разнообразно сосуществуют и объединяются в нашем сознании любовь и ненависть, истинное и ложное.

    Термин «психоанализ» используется и для определения особой методики лечебного процесса, который строится на применении фрейдистской теории и предусматривает глубокие и тонкие исследования тех эмоций в закоулках нашей памяти, что затаились там с самых отдаленных времен. Задача метода - найти и переосмыслить самые глубокие желания человека, а также определить формы, в которых они продолжают проявляться в нашем повседневном поведении. Психоаналитическая терапия требует очень много времени, порой ежедневных визитов к врачу на протяжении ряда лет.

    Судить об эффективности этого лечения практически невозможно, и все-таки психоанализ, несомненно, следует отнести к числу самых современных и надежных терапевтических методов.
     

  2. Донец

    Донец Форумчанин

    главное открытие Фрейда - либидо.
    Психологи спорят до сих пор о правдивости ( а что в психолгии вооще правдиво?), но основы психоанализа по Фрейду - основа основ ныне.
     
  3. root

    root писюлек

    Согласен полностью с этим типом Фрейдом :!:
     

Поделиться этой страницей