Гражданская оборона
Группа «Гражданская оборона» была основана в ноябре 1984 года в городе Омск. Основателями стали два музыканта: Егор (Егор) Летов (вокал, ударные) и Константин (Кузя Уо) Рябинов (бас). Также в состав вошел Андрей Бабенко (Босс) — гитара (в марте 1985 года группу покинул).
Материалом первых двух альбомов («Поганая молодёжь» и «Оптимизм») были ранние сочинения 1982—1985 годов, однако записать эти два альбома группе в 1985 году не удалось по причине преследований её членов со стороны КГБ: Рябинов, несмотря на проблемы с сердцем, был отправлен на армейскую службу, а Летов принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу. Первые два альбома всё-таки были впоследствии частично реставрированы, частично заново записаны в 1988 году с использованием раритетных дорожек 1985-87 годов.
Летом 1986 года Летовым совместно с Евгением Филатовым записывается акустический альбом «Гражданской обороны» — «Игра в бисер перед свиньями», материал которого впоследствии будет переписан Летовым в одиночку и выйдет под названием «Красный альбом».
Весной и летом 1987 года Летов записывает пять альбомов «Гражданской обороны» («Красный альбом» (электрический), «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм», «Некрофилия»). Хотя все пять альбомов и были записаны в одиночестве, в аннотации к ним состав группы указывался так:
Джа Егор — вокал;
Лукич — ударные;
Майор Мешков — соляг с фузом;
Килгор Траут — бас;
Дохлый — гитара.
Под всеми этими псевдонимами скрывался сам Летов. Мифический «Майор Мешков» получил имя в честь майора КГБ Мешкова Владимира Васильевича, который вел дело против Летова и его соратников, Килгор Траут — это один из любимых персонажей Курта Воннегута, Лукич — ссылка на Ильича, Егор Дохлый — давний псевдоним Летова.
Зимой 1988 года опять практически самостоятельно Летов записывает ещё три альбома группы («Так закалялась сталь», «Всё идёт по плану», «Боевой стимул»). Альбомы записываются в квартирных условиях (позже комната в квартире Летова, где происходила запись альбомов «Гражданской обороны» и других групп получила название ГрОб-студии, или ГрОб-records). Распростряняются магнитоальбомы поклонниками самостоятельно. Несмотря на то, что СМИ игнорировали группу, да и сам Летов высокомерно относился к раскуртке ими своей группы, полагая что телевидение и радио убивают рок-музыку, тем не менее песни Гражданской обороны в конце 80-х стали популярны во всем СССР и фактически Гражданская Оборона в то время легко могла составить конкуренцию даже таким признанным в советских СМИ группам, как Кино, Алиса, Наутилус Помпилиус. Отчасти эта слава поддерживалась из-за проблем Летова с властями — Летову приходилось не только сидеть в психиатрической лечебнице, но даже скрываться от КГБ вместе с Янкой после скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале, где Летову, который выступал под вывеской ГО вместе с музыкантами малоизвестной политизированной группы Адольф Гитлер, даже выключили электричество через несколько минут после начала выступления.
В 1988—1989 годах начинается концертная деятельность группы, состав группы многократно менялся, помимо Летова и Рябинова в группе и с группой в разное время играли: Олег Судаков (Манагер), Игорь Жевтун (Джефф), Дмитрий Селиванов, Янка Дягилева, Евгений Деев (Дабл), Аркадий Климкин, Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), Игорь Староватов, Виктор Сологуб. В 1989 году в Ленинграде в студии группы «Аукцыон» записывается «живой» альбом «Песни радости и счастья», а также болванки к альбомам «Здорово и вечно», «Армагеддон-попс», «Война», «Русское поле экспериментов». В 1989 году на ГрОб-студии записываются ещё четыре альбома «Гражданской обороны»: «Здорово и вечно», «Армагеддон Попс», «Война» и «Русское поле экспериментов». В 1988—1990 годах Летов, Рябинов и Судаков активно работают в параллельном «Гражданской обороне» проекте «Коммунизм» (записано 15 альбомов).
1990-е годы
В 1990 году записан альбом «Инструкция по выживанию», состоящий полностью из песен Романа Неумоева — лидера тюменской группы «Инструкция по выживанию». В начале 1990 года продолжается концертная деятельность группы.
Состав группы в это время таков:
Егор Летов — вокал, гитара;
Константин Рябинов — бас;
Игорь Жевтун — гитара;
Аркадий Климкин — ударные.
Однако Летов к тому моменту пресыщается обрушившейся на него и его группу славой, и начинает всерьез опасаться превращения группы в чисто коммерческий проект, а постоянные драки и беспорядки, которыми сопровождаются концерты ГрОб еще больше подталкивают Летова к решению о прекращении деятельности группы. В итоге 13 апреля 1990 года состоялся последний концерт группы в Таллине, после чего на три года группа с названием «Гражданская оборона» прекращает существование. Летов, который к тому моменту перестает давать интервью и отказывается давать концерты, создает в 1990 г. психоделический проект с непечатным названием (Егор и оп.i.z.дeнeвшiе), просуществовавший вплоть до 1993 года и записавший два альбома — Прыг-Скок (детские песенки) и Сто лет одиночества.
В конце 1993 года вновь появляется группа с названием «Гражданская оборона». К сожалению первый концерт возрожденной группы закончился дракой фанатов с милицией, не пускавшей их на концерт. Масла в огонь подлило и заявление Летова о своих коммунистических убеждениях, на что многие старые фанаты группы, считавшие его доселе анархистом и антисоветчиком отвернулись от него и обвинили в предательстве. В 1994 году группа активно гастролирует в рамках рок-движения «Русский прорыв» совместно с другими двумя группами-участницами этого движения: «Инструкция по выживанию» (лидер Роман Неумоев) и «Родина» (лидер Олег Судаков). Также Гражданская Оборона в это время сотрудничает с НБП и поддерживает Зюганова на президентских выборах 1996 г. В 1996 году записываются альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» (в 2005 году отреставрированы и переименованы соответственно в «Лунный переворот» и «Сносную тяжесть небытия»). Однако Летов в конце 90-х постепенно начинает разочаровываться в политике и в 1998 г. выходит из НБП, а после гибели одного из нацболов от рук наци-скинхедов заявил что впредь не желает сотрудничать ни с какими политическими организациями, особенно крайнего толка.
В 1999 году прекращает участие в группе Константин Рябинов.
Современность
Егор Летов (на концерте в 2000 году)
В 2002 выходит альбом «Звездопад», полностью состоящий из песен советских авторов. В 2004 году Егору Летову исполняется 40 лет, а «Гражданская Оборона» отмечает свое двадцатилетие. В Питере и Москве проходят концерты, где в составе группы выходят музыканты всех составов ГО. Московский концерт в «ДК Горбунова» записанный с пульта и снятый с 8 камер, впоследствии вышел в 2006ом году, как первое официальное DVD ГО на лэйбле «Выргород» (вместе с одноименным концертным альбомом «XX лет ГО»). В 2004 году записаны два альбома: «Долгая Счастливая Жизнь» (вышел в 2004 году) и «Реанимация» (вышел в 2005 году), в которых группа полностью отошла от «политики» и «панка» в сторону психоделического гаражного рока. С их выходом начался новый этап творчества «Гражданской Обороны». Альбомы хорошо приняли музыкальные критики, кроме этого с уходом Михаила Козырева песни с последних альбомов впервые ставит в эфир «Наше Радио», а также широко освещается СМИ, что способствует появлению у группы новых поклонников с одной стороны, а также разочарованию в ней наиболее маргинальной части публики. Сам Егор Летов равнодушно воспринимает происходящие перемены в восприятии «Гражданской Обороны», практически не дает интервью за исключением ответов на вопросы на официальном сайте и сочиняет новые песни. После выхода альбома «Реанимация» проходят крупные концерты в московских Лужниках (4000 зрителей) и питерском Юбилейном (3500), а также американские гастроли группы (Сан Франциско, Нью-Йорк, Бостон). Осенью 2005 в группу приходит барабанщик Павел Перетолчин, параллельно являющимся звукооператором группы «Дети Picasso» и московского клуба Проект ОГИ.
Последний состав группы:
Егор Летов — вокал, гитара;
Наталья Чумакова — бас, орган (на записи);
Александр Чеснаков — гитара, орган (на записи);
Павел Перетолчин — ударные.
С 2005-го года Егор вместе с Натальей Чумаковой занимается реставрацией и цифровым ремастерингом ранних альбомов Гражданской Обороны и других своих проектов. Изданием архива «ГрОб-Рекордз» занимается фирма «Мистерия Звука» (диски выходят в виде DigiPack-ов, картонных подарочных упаковок с толстыми буклетами, архивными фото, текстами, комментариями музыкантов). 9 мая 2007 года издательство «Выргород» выпускает новый альбом группы «Зачем снятся сны?», названный критиками самым светлым диском в дискографии группы. На пластинке нет ненормативной лексики. Сам Егор в разговорах об альбоме говорит: «Впервые я создавал вещь для себя, чтобы выразить все, что я чувствую. Поэтому я не стал ни материться, ни на кого-то нападать». Летов попадает на обложку второго номера музыкального журнала «Billboard» на русском языке. Московский концерт в поддержку альбома прошел в клубе Б1 Максимум. На основе материала, снятого и записанного на этом концерте, был смонтирован DVD «Концерт в Б1. Зачем снятся сны», выпущенный лэйблом «2+2=5» в конце года — второй официальный DVD в истории группы. Отличительной особенностью является динамичная картинка. Первый тираж в пластмассовом футляре с упрощённым оформлением появился на презентации диска на концерте «Гражданской Обороны» в Московском клубе «Точка» 26 октября 2007го года.
19 февраля 2008 года в Омске около 16:00 по местному времени Егор Летов скончался во сне от остановки сердца. Похоронен Егор 21го февраля на Старо-Восточном кладбище города Омск рядом с могилой своей матери. Последний свой концерт Егор и Гражданская Оборона сыграли в Екатеринбурге 9-го февраля 2008 года.
Известно, что Егор Летов готовил к изданию сборник раритетов «Со Скоростью Мира», куда планировал включить песни 1993-2007 годов. Это в первую очередь альтернативные версии уже известных песен, записанных во время работы над последними альбомами группы, кавер на песню БГ «Электрический Пес», демо-записи альбома «Зачем Снятся Сны?», сделанные без барабанщика Павла Перетолчина. Кроме этого в последнем интервью Егор упоминал о двух DVD, которые готовились к выпуску: электрический и акустический концерт в клубе «Апельсин» с часовым бонусом концерта в Лужниках.
Участники группы
Игорь «Егор» Летов («Егор и Оп.i.zдeнevшiе», «Коммунизм», «Великие Октябри», «Адольф Гитлер», «Пик и Клаксон», «Враг Народа», «Спинка мента», «Чёрный Лукич», «Анархия», «Армия Власова», «Цыганята и Я с Ильича», «Христосы на паперти», «Посев», «Западъ») — вокал, гитары, бас, ударные, шумовые эффекты (1984-86, 1987-90 и с 1993 г.)
Константин «Кузя УО» Рябинов («Христосы на паперти», «Виртуозы Вселенной», «Коммунизм», «Цыганята и Я с Ильича», «Егор и Оп.i.zдeнevшiе», «Спинка мента», «Чёрный Лукич», «ПОГО»…) — гитары, бас, бэк-вокал, шумовые эффекты (1984-86, 1988, 1989-90, 1993-99)
Игорь «Джефф» Жевтун («Инструкция по Выживанию», «Великие Октябри»…) — гитара (1988-89, 1989-90, 1993—2000)
Аркадий Климкин («Великие Октябри», «Ассоциация Пых», «Пищевые Отходы»…) — ударные (1988-90)
Олег «Манагер» Судаков («Анархия», «Армия Власова», «Цыганята и Я с Ильича», «Родина», «Христосы на паперти», «Коммунизм»…) — вокал, бэк-вокал (1988)
Янка Дягилева («Великие Октябри», «Закрытое Предприятие») — бэк-вокал (1988, 1989)
Дмитрий Селиванов («Промышленная Архитектура», «Путти», «Димакок», «Шифер», «Калинов Мост»…) — гитара (1988)
Сергей Летов — брат Егора Летова («Три О», «Поп-механика», «Атональный синдром», «ДК», «NEW JUNGLE ORCHESTRA», «Ночной Проспект»…) — саксофон (1997—2004)
Александр «Иваныч» Рожков («Шифер», «Егор и Оп.i.zдeнevшiе»…)
Евгений «Джексон» Кокорин («Инструкция по Выживанию», «Великие Октябри», «Чернозём», «Родина»…)
Аркадий Кузнецов («Инструкция по Выживанию», «Родина»…) — бас (1994)
Евгений «Махно» Пьянов («Махно»…) — бас, гитара (1995-99)
Олег «Бэби» Лищенко («Адольф Гитлер», «Пик и Клаксон»…)
Евгений «Эжен» Лищенко («Адольф Гитлер», «Пик и Клаксон»…)
Валерий «Вэл» Рожков («Флирт», «Коммунизм»…)
Сергей Зеленский («Великие Октябри», «Пищевые Отходы»…)
Евгений «Дабл» Деев («Посев», «ПОГО»…) — бас (1988)
Игорь Старовартов («Ассоциация Пых», «The Boys») — бас (1988)
Андрей «Босс» Бабенко («Посев», «Кризисное отделение»…) — бас (1984-85)
Анна «Нюрыч» Волкова («Егор и Оп.i.zдeнevшiе»…) — бас, клавиши, электроскрипка (1995-97)
Александр «Призрак Оперы» Андрюшкин («Кооператив Ништяк», «Инструкция по Выживанию», «Родина»…) — ударные (1994, 1999—2005)
Наталья Чумакова («Начальники партии»…) — бас, клавиши (с 1997 г.)
Александр Чеснаков — гитара (с 2000 г.)
Павел Перетолчин — ударные (с 2005 г.)
Дискография
Поганая Молодёжь — 1985, 1987, 1988, 1989
Оптимизм — 1985, 1986, 1988
Игра в бисер перед свиньями — 1986
Красный Альбом — 1986, 1987
Мышеловка — 1987
Хорошо!! — 1987
Тоталитаризм — 1987
Некрофилия — 1987
Так закалялась сталь — 1988
Боевой Стимул — 1988
Всё идёт по плану — 1988
Тошнота — 1989
Русское Поле Эксперимента (акустика, Егор Летов) — 1988
Вершки И Корешки (акустика, Егор Летов) — 1989, 1990
Все как у людей (акустика, Егор Летов) — 1989, 1990
Война — 1989
Здорово И Вечно — 1989
Армагеддон-Попс — 1989
Русское Поле Экспериментов — 1989
Поезд Ушёл (издан в 2002) — 1989
Свет и Стулья (издан ограниченным тиражом в 2001) — 1988—1989
Песни Радости и Счастья — 1989
История: Посев 1982-89 — 1989
Инструкция По Выживанию — 1990
Последний Концерт В Таллине — 1990
Концерт В МЭИ. 17.02.90 (ГО и Янка) — 1990 г.
Попс: 1984-90 (сборник, издан на виниле) — 1990
Концерт В Городе-Герое Ленинграде (акустика, Егор Летов) — 1994
Русский Прорыв В Ленинграде — 1994
Солнцеворот — 1997
Невыносимая Лёгкость Бытия — 1997
Концерт в Москве (Крылья Советов) — 1997
Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон»(Спб) — 1997
Звездопад — 2002
Свобода (Концерт в к/т «Улан-Батор», апрель 2002 г + бонус 3 песни концерт в к/т «Восход» 2001, все Москва) — 2002
Братья Летовы, Запись с концерта в «Проекте О. Г. И.». Песни Е. Летова, Коммунизм, ДК. — 2002
Егор Летов, ГО, Лучшее (сборник концертных треков с Питерских концертов в Полигоне) — 2003
Долгая Счастливая Жизнь — 2004
Реанимация — 2005
Лунный переворот — 2005 (переведенный и переосмысленный альбом «Солнцеворот»)
Сносная тяжесть небытия — 2005 (переведенный и переосмысленный альбом «Невыносимая Лёгкость Бытия»)
XX лет. Концерт в ДК Горбунова 13.11.2004 — 2006
Зачем снятся сны — 2007
Выступление в клубе "Рок-Сити" — 2007
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/NW2owFzyJ2k"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/NW2owFzyJ2k" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/m3N_5qL74ZM&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/m3N_5qL74ZM&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/_Wa11CaXUrg&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/_Wa11CaXUrg&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/97RLyrTBj9A&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/97RLyrTBj9A&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/KO3irvgxlK4&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/KO3irvgxlK4&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/knP-lnxTLzg&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/knP-lnxTLzg&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/HrW00L44HzE&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/HrW00L44HzE&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/kNd7LwbOv54&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/kNd7LwbOv54&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/q1X2fqBN2G0&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/q1X2fqBN2G0&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/xAoXRMQWYyY"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/xAoXRMQWYyY" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
Янка Дягилева
Янка родилась в 1966 году в Сибири. Наверно как все нормальные дети училась в школе, может быть работала, впрочем все это нам неизвестно. Известно лишь, что где-то в середине 80-их в еЈ жизни была очень важная встреча:
Помню, когда мы были в Сибири, сибиряки как мужики хозяйственные познакомили нас там с двумя девушками, которые помогали нам существовать, - Лена и Яна. Девушки как девушки, достаточно нервные, энергичные. Как-то в один прекрасный день они исчезли вместе с Сашей - уехали на дачу. Они все объявились через несколько дней, такие спокойные, притихшие...
Потом прошла еще пара лет, объявилась у нас группа "Гражданская оборона". Я пришел к ним на концерт, смотрю - стоит на сцене девка. То, что они играют, музыкой назвать трудно, но энергия идет в чистом виде, сумасшедший драйв на двести двадцать вольт. Это была та самая Янка. Не знаю, какую роль сыграл Саш-Баш в ее судьбе, но, судя по результатам...
["О Саш Баше, о Кинчеве, о себе, о жизни" - Святослав Задерий]
Так в самом начале своего творческого пути Янка повстречалась с А. Башлачевым, с которым ее вдальнейшем сравнивали и называли чуть ли не продолжительницей "башлачевских" традиций:
Путь Башлачева был длиннее, сложнее и извилистее, но дорогу он ей проложил (не к смерти, смерть здесь только следствие). Янке перемещаться уже не пришлось: она сразу появилась как абсолютная точка на конце его движения - точка, где искусства уже нет, где оно смешно и не нужно. Где остается чистая жизнь, отлитая в слова, сконцентрировнная до оцепенения.
["И вдаль несется песенка" - С.Гурьев]
Но прежде чем начать работать самой Янка начинает играть в "Гр.Об.":
Е.: Сейчас я набрал новый состав. Янка вот сочиняет тексты и играет на басе и гитаре, на басе довольно хорошо, что удивительно.
А.: И тексты сочиняет?
Е.: Да, и тексты сочиняет. Вообще-то баба - панк к хиппизму отношения не имеет, чистый панк, агрессивный. Причем ужасно любит панк-рок, только его и слушает, и вообще тащится.
["Панки в своем кругу" - Е. Летов интервью]
Очень пугало, что ее рабочим полем стал панк-рок: мрачный, грязный, одержимый манией самоубийства (всерьез или напоказ - нужно еще подумать, что хуже). Но именно через панк, по нынешним временам, проходит граница между искусством и неискусстом, именно здесь - зона максимального напряжения для "нижних чинов" культуры.
["Доска моя кончается" - А. Соколянский]
Поиграв с "Гр.Об." Янка начинает давать свои концерты пока не имея своих музыкантов.
...Те, кто видел первые Янкины квартирники в Москве, помнят, сколько от нее исходило тогда жизненной силы, энергии, мощи чувства - несмотря на совершенно безысходные тексты. Но в сумме с размахом творческой безбрежности безысходность выглядела высокой трагедией. Духовно анемичная, изверившаяся Москва ходила на Янку как куда-то в эпоху Возрождения - дивясь в ней той силе чувств, какую не видела в себе.
["И вдаль несется песенка" - С.Гурьев]
В прочем ощущая Янкину энергию и талант ей помогают различные музыканты.
В отличие от Патти Смит, которую у нас знают просвещенные круги меломанов, у Янки нет своего Ленни Кейя - классного музыканта. Поначалу с ней играли ребята из "Инструкции по выживанию", где сама Янка числится менеджером. (Талант многогранен?)
Нет у нее и продюссера. Требовательного. Западного толка. Эту роль пытается взять на себя русский панк в обличье хиппи Егор Летов ("Гражданская оборона"). Но его ненависть настолько губительная для музыки, что сквозь нее слушатель продирается с трудом.
["Панк-звезда из глухой Сибири" - И.Мальцев]
С последним предложением можно согласиться или нет, но влияние Егора Летова на Янку и ее творчества несомнено.
- Янка - это творческая ветвь "Гр.Об"?
- Яна как бы сама по себе человек достаточно энергичный, они старые друзья и т.д. Но если бы не Егор, она, наверное, седела у себя дома в Новосибирске, в одноэтажной избе 14-ти метров, где она живет с отцом и пела бы свои песенки себе.
["Ура-бум-бум" - интервью с С. Фирсов]
В скоре Янка собирает свою группу "Великие октябри" и за короткое время записывает с ними несколько альбомов и выступает в живых концертах.
Великие Октябри - неудачное, придуманное второпях, во время писания альбома, название, я все уговаривал поменять, но оно уже прижилось. Вот если назвать альбом "Яна и Великие Октябри", а Великие Октябри по идее название дурацкое. Егор в Октябрях играет на басу и всегда хвастает этим.
["Ура-бум-бум" - интервью с С. Фирсов]
Янка - имя, голос, кассета "Великих Октябрей" - возникла, когда от русского рок-движения уже остались рожки да бабки. Абсолютная ее неподдельность и необходимость были очевидны.
На "стрем" и "стеб", на всю эту муторную панковскую браваду у нее не хватало - сил? времени? желания? Я помню концерт, на котором панки по обыкновению "оттягивались" напоказ: выли, терзали мебель, чуть пульт не перевернули, пока Ник (Рок-н-ролл) орал "Старуху". С выходом Янки за минуту вся дурь отшелушилась. Она пела. Ее слушали.
["Доска моя кончается" - А. Соколянский]
... эта Мелани или Джоплин сибирского пост-панка одних пригвоздила к месту, других сорвала с него. "О-о-о-о!"- зимней вьюгой неслось над кочанами, моталками и гребешками. Подруги, фраера, выпендреж - в ОUT. Тянуло к самой колонке, чтобы впитать все до капли, чтобы потом, в автобусе на Москву вспомнить, о чем песня: леший, бегство, девушка, смятение, горечь, победа?
["О фестивале авангардного рока" - газета RED ROSE]
...Янку принято сравнивать с Джанис Джоплин. По-моему, в этом мало смысла - правда, в сопоставлении с отчественными рок - дамами его еще меньше. Монументальность Янкиного стиля заставляет увидеть и в Насте и в Инне в лучшем случае кружевниц. Обращаясь все же к Янке с Джанис, думается, что при сопоставимой силе темпераментов они являют собой два принципиально разных способа общения с людьми. Джанис - это западная раскованность, эмоциональность, открытость чувств - вплоть до самозабвенно-смертельной экзальтации. У Янки, впитавшей славянские традиции, напряжение и боль прорываются сквозь сдержанность, почти строгость исполнения, покой - лишь тогда, когда сдержать их уже действительно невозможно.
["Пять восторгов о Янке" - К. Пригорина]
Янка становилась все более знаменитой в "андерграундных" кругах. При этом она не стремилась попасть на страницы прессы и даже не давала интервью:
... Интервью не получилось: Янка не согласилась.
Я.: "Просто поговорить - пожалуйста, но в газете не должно быть ни строчки...".
- "Но почему? Может быть, Вам это не нужно, но это может быть нужно другим...".
Я.: "Те, кому нужно, сами разберутся, кто я и зачем все это...".
- "Слышала, будто на "Мелодии" готовится Ваша пластинка?" Я.: "Ложь. Не записывалась и записываться не собираюсь, даже если предложат...".
["Смерть выбирает лучших" - Е. Гаврилова]
Если вдруг выйдет пластинка Янки, то это будет уже не Янка, а пятьдесят, скажем, тысяч одинаково бездушных кусков пластмассы, которые можно продавать на балке по чирику; или запихнуть на магазинную полку между "АВГУСТОМ" и Ротару, или вообще выкинуть на помойку. А сама она будет смотреть на нас с десятков типографских обложек на полках, такая, какой она была раньше, до размножения путем деления на пятьдесят (или сколько там) тысяч, и какой она уже никогда не будет.
["Наверное, что то случилось" - Лев Гончаров]
От Урала до Камчатки ее боготворят, и на каждом фестивале все задают друг другу один вопрос: "А Янка приехала?" Если да - все нормально. Потому, что живые концерты - это единственный шанс послушать... Ну, кроме плохоньких записей.
["Панк-звезда из глухой Сибири" - И.Мальцев]
Янка дальше и дальше пела почти все те же песни - только безысходности в них становилось все больше, а энергии - все меньше. Мы ее ели.
["И вдаль несется песенка" - С.Гурьев]
9 мая (1991) Янка с родственниками была на даче. Ушла погулять и не вернулась. Ждали, надеялись - в последнее время Янка была печальна и неуравновешена: может быть, куда-то уехала, вернется?
["Ушла Янка" - О. Пшеничный]
В послефестивальные ("Индюшата"-91) дни все жили, как на пороховой бочке, ожидая известий из Новосибирска. 17 мая стала официально известно, что Янки больше нет.
["Контр Культ Ур'а"]
...Похороны ее 19 мая - на кладбище под Новосибирском - были какие-то странные, полуидиллические. Кладбище оказалось в густом березовом лесу - могилы прямо посреди берез. Небо было совершенно голубое, без единого облака. Под голубым небом, в зелени несли маленький красный гроб. Стояло много новосибирских хипейных девочек с жалобными глазами. Одна была в огромных клипсах с фото-янками в черной окантовке. Другая сказала: "Она была слишком чистой, чтобы жить в этом мире" (Егор?). Кто-то тихо, просветленно плакал. Пили водку. Пели птицы.
["И вдаль несется песенка" - С.Гурьев]
Янка ушла. Вот тут-то и началось время повальных некрологов, и только после ее смерти, те кто ни когда не слышал ее имя заговорили о ней :
...Они писали - о Янке - "депрессия - это болезнь, и она излечима". Такой вывернутый "Заводной апельсин". Наверное, и песни были не нужны - да? - ведь вылечишься, и петь больше незачем. Все-таки не Елена Образцова. А Янка летела уже совсем в другом измерении, "в небо с моста" - высоко-высоко, и жалкие крючочки незваных лекарей могли сечь воздух лишь очень далеко от нее, внизу, у той же самой земли, куда поначалу так успешно воротился Гагарин
["И вдаль несется песенка" - С.Гурьев]
Вот такая и получилась у нас короткая и трагическая история о жизни (после смерти) Яны Дягилевой . А на последок наверное единственное интервью данное Янкой Дягилевой при жизни:
ЯНКА: Почему я не даю интервью
...Я вообще не понимаю, как можно брать-давать какие-то интервью. Я же могу наврать - скажу одно, а через десять минут - совсем другое. А потом все будут все это читать. Ведь человек настоящий только когда он совсем один - когда он хоть с кем-то, он уже играет. Вот когда я болтаю со всеми, курю - разве это я? Я настоящая только когда одна совсем или когда со сцены песни пою - даже это только как если, знаешь, когда самолетик летит, пунктирная линия получается - от того, ЧТО ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ.
["Контр Культ Ур'а"]
Дискография группы Янка Дягилева
Не положено
Ангедония
Домой
Стыд и срам
Деклассированным элементам (Тюменский бутлег)
Продано
Стыд и Срам
1991 (Акустика)
Я оставляю еще пол-королевства
Столетний дождь
Красногвардейская
Великие Октябри на Тюменском Панк-фестивале
Квартирник в Харькове
Концерт и Иркутске
Концерт в МАМИ
Концерт в Барнауле
Концерт в Питере
Рок-Акустика
Концерт памяти А. Башлачева
Концерт в Москве
Концерт в ДК МЭИ
Рок-Азия
Концерт в Иркутске
Последний Концерт
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/Ph2KMKr5YSw&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/Ph2KMKr5YSw&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/fI_NlYXX_Dc&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/fI_NlYXX_Dc&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/EepdzqFZXNU&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/EepdzqFZXNU&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/TJgWUeWIDdU&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/TJgWUeWIDdU&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/GQzoD9dg7iY&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/GQzoD9dg7iY&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/3tQBkkiJXE8&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/3tQBkkiJXE8&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/MN8QF4whYh8&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/MN8QF4whYh8&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/pCKGb5TANv4&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/pCKGb5TANv4&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/2vCQndyY2oU&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/2vCQndyY2oU&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/4JRJDusCR5Y&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/4JRJDusCR5Y&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/YpxzA6Voi4U&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/YpxzA6Voi4U&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
Александр Башлачев
Александр Башлачев (27 мая 1960) родился в Череповце, где и жил до 1984 года. За это время успел закончить факультет журналистики Свердловского университета и поработать по распределению в череповецской газете... [биография А.Б. от Насти Рахлиной]
РИО: Кстати, в этом городе раньше была очень мощная рок-сцена. Ты не был с ней связан?
АБ: Да, город очень музыкальый, и я был связан с музыкой, но больше как наблюдатель. Я не играл ни в одной группе, но общался с ребятами...
РИО: А ты бы хотел сейчас играть с группой?
АБ: Видишь ли, сейчас у меня гитара составляет группу. Если бы я играл с группой, я бы освободился от гитары, но при одном условии: чтобы группа давала мне такой же драйв, какой дает мне гитара.
[интервью с А.Б. в "РИО"]
В сентябре 1984 года в Череповце на квартире своего друга Леонида Парфенова А.Б. познакомился с Артемом Троицким и показал ему свои песни ("Черные дыры", "Поезд N" 193" и т. п.), чем очень заинтересовал последнего...
[биография А.Б. от Насти Рахлиной]
Для СашБаша это встреча была поистинне исторической и очень важной, перевернувшей всю его жизнь. Вот, что он сам в последствии говорил:
... Меньше года назад, почти случайно встретился с ближайшим родственником советского рока, с известным Дядюшкой по линии мачехи - уважаемой прессы, которая охотно освещает проблемы молодежной эстрады, слепя ей лампой прямо в рыло. Дядя Ко (А. Троицкий) намекнул, что паренек на шее своей редакции - не медаль, и не пора ли ему в люди? Так парнишка за рыбным обозом и пришел записываться добровольцем в легион маршала Примитивных аккордов.
[интервью с А.Б. в "Рокси" 1985]
С этого момента по 17 февраля 1988 года Башлачев жил попеременно в Москве, Свердловске, Питере, кочевал с места на место, имея при себе гитару и сумку, и пел, и писал песни...
[биография А.Б. от Насти Рахлиной]
Первый концерт СашБаша был очень смешной. Мне позвонил Артем Троицкий и сказал, что есть замечательный человек, бард из Череповца. Я тогда жил на Арбате. Артем приехал с тремя очень красивыми итальянками (он всегда был плейбоем) и, естественно, с СашБашем. Мы с ним пели друг другу песни, итальянки присутствовали, а Артем слушал.
[из воспоминаний С.Рыженко]
В марте 1985 г. состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде, когда он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте в зале медицинского училища (запись этого концерта была издана фирмой Manchester Files под названием "Кочегарка").
[биография А. Б. от Андрея Бурлаки]
Тогда, в 1985, Саша меня просто потряс: он спел несколько песен, и передо мной вдруг открылся мощный, даже гениальный поэт.
[анотация к альбому "Кочегарка" Ю. Шевчук]
РИО: Вот, ты говоришь, что видел много городов - как ты относишься к Москве?
АБ: Москва... там невозможно просто гулять. Для этого нужно очень хорошо знать Москву: проехать три остановки на метро, потом две автобусом и только потом можно выйти и сказать: "Я начинаю гулять". Я в Москве исходил пешком очень много. В Москве, может быть, и можно жить, а в Ленинграде с т о и т жить.
[интервью с А.Б. в "РИО"]
Хочется отметить что слово "стоит" выделено не нами, а редакцией "РИО". Вообще-то над этой фразой : "а в Ленинграде с т о и т жить" мы еще поразмышслим в дальнейшем...А пока, продолжая давать концерты по всей стране СашБаш останавливается в Ленинграде...
... Там он вступил в местный Рок-клуб, участвовал в устном выпуске журнала "Рокси", работал в знаменитой котельне "Камчатка" и выступил на Пятом Ленинградском фестивале в июне 1987г. - фрагменты его выступления были отсняты для фильма Алексея Учителя "Рок".
[биография А. Б. от Андрея Бурлаки]
Ю.: А ты хотел бы получить вдруг дачу с аппаратурой?
Б.: А кто против? Никто не говорит о том, что нужно отказаться от еды, от одежды, надеть вериги и ходить по мукам. Но какой ценой? Вопрос. Конечно, я был бы рад, если бы мне непришлось задумываться о том, где я завтра запишу свои песни. Но раз это не так, я принимаю все как есть. Мир прекрасен. Жизнь прекрасна.
[интервью А.Б. с Б. Юханановым]
Д.С.Ты хотел бы стать официальным поэтом?
А.Б.Нет. Ну, что значит стать официальным поэтом?.. Я был бы рад, если бы мои песни, скажем, записала фирма "Мелодия". То, что я делаю... Почему бы и нет. Это означало бы какую-то перемену в том, что вокруг нас, но я не верю в это, а в той ситуации, которая есть, я не хотел бы стать официальным поэтом.
[интервью А.Б. с Дж.Стингрей (перевод Б.Г.)]
Обратили внимание? Два отрывка об одном и том же, только если в первом сквозит ирония, то во втором уже безисходность! Ну что же, оставим официальные звания и т.д.СашБаш всего этого не получил, да и не мог бы этого получить. Но интересно что о нем думали тогда в "своей" рокерской среде? А мнения были самые разные:
Башлачев - талантливый поэт из провинции, о нем Вознесенский писал в "Литературной газете", он ищет славы, а слава приходит в столицах. Но в ситуации кризиса КСП называеться бардом было бы абсурдно. Чтобы не оттолкнуть от себя столь необходимую публику, Башлачев заявляет, что он рокер, а его продюсеры начинают кампанию за "истинный рок". Но все его рокерство пока не более, чем обыкновенный рекламный трюк.
[из журнала "Зомби" 1985]
Eго чисто рок-н-ролльный запал, фантастическая энергетика, ошеломляющий дар сопереживания, способность передавать слушателям тончайшие движения своей души заставляют говорить о нем как о звезде рок-н-ролла.
[биография А. Б. от Андрея Бурлаки]
Да, было тогда много недопонимания его назначения. А нам кажется, что стоило бы прислушаться к его собственным словам, чтобы все встало на свои места:
Понимаете, самое главное, когда человек скажет:
"Ты спел, и мне хочется жить".
А вот когда человек говорит:
"Мне не хочется жить", - я бессилен...
Мы в свое время не поняли совершенно, что мы запутались в рукавах чужой формы. Я хочу сказать, что просто надо поискать корень своей души. Мы живем на русской земле и поэтому должны искать корень свой, русский, и корень, он даст ствол, а ствол даст ветви, а к ветвям подойдет музыкант. Он ветвь срежет, из коры сделает дудочку и будет на ней играть...
[интервью А.Б. с Б. Юханановым]
Вот и все! СашБаш наверное нашел эту форму, этот корень. И сейчас было бы трудно назвать более русского (в лучшем смысле этого слова) рокера 80-х, чем СашБаш. Конечно же за поиск этих форм СашБаш заплатил дорогой ценой:
С Сашкой получилось так - одна-две-три спички, и дальше пошли просто пороховые склады, один больше другого. По-моему, к 86-му году, написав свои главные песни, это была одна громадная выгоревшая зияюшая рана изнутри. Это страшный безумный кайф, резко всплыхнувший и вырвавшийся "Егоркиными былинами", "Ванюшей" и всем остальным, после которого...
[Ю. Наумов интервью в "Ура-бум-бум" 1989]
С 1986 года новых песен не писал, пребывал в постоянной депрессии, совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне фестиваля)...
[биография А.Б. от Насти Рахлиной]
В начале 1988 г. в настроении СашБаша, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (один из которых в ДК МЭИ 9.01.88 даже был заснят на видео) и был с восторгом принят большой аудиторией. Планировал новые концерты, однако 17 февраля, уже по возвращении в Питер, Александр Башлачев покончил с собой, выбросившись из окна квартиры, где он в то время жил, Ч похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом долгого и мучительного выбора.
[биография А. Б. от Андрея Бурлаки]
Довольно категоричное утверждение, но все же по поводу его гибели есть много различных размывшлений ну хотя бы такое как в этом отрывке:
Сотни людей стояли на новом Ковалевском кладбище под Ленинградом около свежевырытой могилы. Несколько сбивчивых фраз Артема Троицкого. Потом кто-то прочел последние Сашины стихи. Потом чьи-то слова:
"Костя, скажи...".
И срывающийся, неузнаваемый голос Кинчева:
"Мы тут с Димкой Ревякиным думали... Сашка просто поскользнулся! Он не выбросился из окна... Он оступился!... Вот..."
[из книги "По дороге в рай..." Н.Барановская]
Я все-таки думаю, что самоубийством это не было - по крайней мере, самоубийством в классическом виде. Я склоняюсь к мысли, что тут виноваты грибы. В последние годы в питерской тусовке это увлечение было очень модным - впрочем, мне кажется, теперь оно идет на спад. Грибы - исконно русский наркотик: на Руси ведь никогда не было химических наркотиков, не было опиума, гашиша, но скоморохи издревле "торчали" на мухоморах. Я знаю, что в последнее время перед смертью Саш-Баш очень активно общался с одной девушкой, которая, так сказать, как раз поощряла распространение этого увлечения. И грибы действуют на психику очень странным, непредсказуемым образом - особенно на такую восприимчивую психику, какая и была у Саши. Могут подтолкнуть к самым невероятным действиям. Мне кажется, ему в тот момент показалось, что он сможет полетать. И он полетел.
["О Саш Баше, о Кинчеве, о себе, о жизни" - Святослав Задерий]
А так же мы считаем уместно здесь вспомнить выражение: "а в Ленинграде стоит жить
Это не случайно, что Башлачев сиганул из окошка в Ленинграде... Ленинград своей раскруткой, всей своей вибрацией помогает свести счеты с жизнью. Москва этому противится... В Питере ты падаешь, и руки, которые должны бы поддержать, виновато разводятся. Ты пролетаешь этаж, и следующие руки опять разводятся -извини, старик...
[Ю. Наумов интервью в "Ура-бум-бум" 1989]
Ну да что сейчас говорить, что бы там нибыло а СаБаш погиб
Вышла его пластинка. Потому что он погиб. Вышел его сборник. Потому что он погиб. Хотя все при его жизни было уже записано, все было отпечатано на машинке. "Все будет - стоит только расхотеть" - эту мою строчку из поэмы Башлачеву нравилось повторять на случай, если что-то у нас тогда "обламывалось". Повторять - то он повторял, на расхотеть - не вышло.
[из книги"Солдаты русского рока" А.Дидуров]
СашБаш был первым, кто органически связал русскую поэзию с больным нервом рок-музыки, первым из рокеров, заглянувшим в глубины, рождающие слова, первым из поэтов, вспомнившим традицию древнего исполнения стихов в ритме дыхания. Заглянув туда, куда издавна стремились заглянуть все поэты, Саша, незащищенный и неподготовленный, был обречен. К опасным экспериментам в области слова прибавились спиритические опыты, угнетающие и подавляющие психику.
[биография А.Б. от Насти Рахлиной]
Биография СашБаша на редкость бедна событиями; расцвет его поэтического дарования пришелся на короткий период в три Ч четыре года, между 1983 и 1987 гг.; его художественная эволюция поражала своими темпами и привела его от коротких (и порой ироничных) песен к сложным, многоплановым эпическим поэмам и не имеющей аналогов работе с лингвоЦисторическими корнями поэтического слова. Он ушел, как и пел, стремительно и безвозвратно.
[биография А. Б. от Андрея Бурлаки]
Вот вы и прочли историю жизни и смерти Александра Башлачева.Не хочется ничего добавлять к сказанному выше, лишь только еще одна цитата от самого А.Б.:
Ты обязан говорить так, чтобы тебя поняли те, на кого ты собираешься повлиять. Ты обязан делать так, чтобы поняли тебя и поняли твою любовьЯ говорю о себе, потому что я очень люблю жизнь, люблю страну, в которой живу, и не мыслю себе жизни без нее и без тех людей, которых я просто вижу. Я всех люблю на самом деле, даже тех, кого ненавижу. Едвали я смогу изменить их своими песнями, я отдаю себе в этом отчет. Но ничего не проходит бесследно. И пусть это будет капля в море, но это будет моя капля и именно в море. То есть я ее не выпью сам.
[интервью А.Б. с Б. Юханановым]
:: дискография группы Александр Башлачев ::
Кочегарка (Вместе с Шевчуком)
Третья столица
Чернобыльские бобыли на краю света (Вместе с Алисой)
Вечный Пост
Лихо
Таганский концерт
Коллекция "Отделение Выход"
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/htScKZ2lrvk"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/htScKZ2lrvk" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/OqctC1y1XY0&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/OqctC1y1XY0&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/ICbRBE-qWNw&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/ICbRBE-qWNw&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/2fbf_7yVX3o&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/2fbf_7yVX3o&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/vF5elvbCCFU&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/vF5elvbCCFU&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/UaP2CdiDZ7s&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/UaP2CdiDZ7s&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
Пикник
Группа "ПИКНИК" была основана в сентябре 1978 года музыкантами: Сергей Омельниченко (гитара, вокал), Евгений "Жак" Волощук (бас), Алексей Добычин (вокал), Николай Михайлов (флейта) и Александр Мацков (барабаны). В Ленинградском политехническом институте на обломках локально популярного "ОРИОНА". Однако последнего Александра Машкова два месяца спустя сменил Александр Кондрашкин. Некоторое время группа успешно сотрудничала с самодеятельным театром Ленинградского политехнического института, где участвовала в постановке музыкального спектакля "Слово о полку Игореве".
В марте 1979 "ПИКНИК", состав которого усилил однокашник Михайлова Юрий Данилов (флейта, кларнет), дебютировал на ежегодном фестивале "Весна в Ленинградском политехническом институте", где сразу был замечен. Вскоре расстался с театральными подмостками и на протяжении следующих двух лет был одним из наиболее активных участников подпольной рок-сцены Ленинграда, а также побывал в Новгороде и Москве. Репертуар "ПИКНИКА" в эти годы опирался, главным образом, на песни Добычина и Омельниченко - энергичные рок-н-роллы или бит с симпатичными мелодиями и простодушно-рефлексивными текстами в духе популярной "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" (несколько номеров этого периода сохранилось в записи на дебютном альбоме "ПИКНИКА" "Дым"). В рядах группы побывали разные музыканты, среди которых следует отметить Павла Кондратенко (впоследствии "ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ" и "АЛИСА") и Петра Трощенкова.
В начале 1981 "ПИКНИК" принял деятельное участие в создании Ленинградского рок-клуба, а той же осенью оригинальный состав группы распался: Данилов ушел в "ТАМБУРИН", Омельниченко в "ОРНАМЕНТ", Трощенков начал играть с "АКВАРИУМОМ", Михайлов стал членом совета рок-клуба, а в 1982 был избран его президентом. Волощук и Добычин собрали новую версию группы, в которую вошли участники еще одной рок-клубовской группы "ЛАБИРИНТ" Эдмунд Шклярский (гитара, фортепиано, вокал) и Александр Савельев (гитара).
Эдмунд Шклярский вырос в семье с крепкими музыкальными традициями, учился играть на скрипке, однако знакомство с рок-н-роллом поставило крест на его академической карьере. Осенью 1972 он несколько недель репетировал с Борисом Гребенщиковым, в ту пору второкурсником факультета прикладной математики Ленинградского университета (легендарный "АКВАРИУМ" тогда существовал скорее в его воображении, нежели на самом деле), но, в конце концов, предпочел идти своим путем.
Годом позже он поступил в Ленинградский политехнический институт, а осенью 1973 организовал там свою первую группу "УДИВЛЕНИЕ". Следующей весной группа приняла участие в третьем фестивале групп политехнического института, получив специальный приз жюри за песню Э. Шклярского "Дилижанс" - вопреки господствовавшей в рок-движении моде на англоязычные стандарты, он с самого начала хотел петь по-русски и только свои песни.
В середине 70-х годов Шклярский недолго играл в "ОРИОНЕ", потом репетировал с будущим основателем "СТРАННЫХ ИГР" Виктором Сологубом и, наконец, стал участником группы "ЛАБИРИНТ", с которой был принят в рок-клуб, а после ее распада попал в "ПИКНИК".
Регулярно меняя барабанщиков и совершенствуя аппаратуру (на которой прошла едва ли не большая часть концертов рок-клуба в первой половине 80-х годов, в том числе его 1-й фестиваль), "ПИКНИК" постепенно пробился в число самых популярных групп клуба. В 1982 на студии Андрея Тропилло они записали альбом "Дым", который открыл Шклярского как сильного мелодиста и одаренного поэта. Весной 1983 "ПИКНИК" расстался с Добычиным (он вернулся к академической карьере и незаконченной диссертации) и занял третье место на фестивале рок-клуба, а еще через год раскололся надвое: Шклярский и Савельев ушли на профессиональную сцену, оставив за собой название "ПИКНИК", а Волощук и игравшие в группе на тот момент Сергей Шепель (гитара, фортепиано) и Леонид Кирнос (барабаны), организовали недолговечное "ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ".
В конце 1984 Шклярский и Савельев при поддержке сессионных музыкантов Виктора Сергеева (клавишные), Владимира Сизова (бас) и Александра Федорова (барабаны) записали свой второй альбом "Танец Волка" - возможно, лучшую в истории "ПИКНИКА" работу, полную мрачных образов и драматических сюжетов, навеянных готическими рассказами Эдгара По и Натаниэля Готорна, а в музыкальном отношении близкую к эстетике барокко-рока.
Благодаря расходившимся по стране записям популярность "ПИКНИКА" росла, хотя группа в этот период практически не существовала. Лишь в 1986 был сформирован ее новый состав: Шклярский, Савельев, бывший участник группы "ЗЕРКАЛО" Сергей Воронин (клавишные), Юрий Ключанцев (клавишные, саксофон), Виктор Евсеев (бас, вокал) и Вадим Пономарев (ритм-бокс). Последнего через год сменил Леонид Кирнос, некогда игравший в самодеятельном "ПИКНИКЕ" и группе "ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ".
В сентябре 1988 "ПИКНИК" впервые за несколько лет выступил с сольной программой перед многотысячной аудиторией и был с восторгом встречен слушателями. Фирма "Мелодия" одну за другой выпустила две их пластинки: альбомы "Иероглиф" и "Родом ниоткуда".
В январе 1989 группа чуть было не развалилась: вызванный популярностью приступ персональных амбиций повлек за собой уход Евсеева и Ключанцева, которые собрали группу "ЗАМОК ЗО" с покинувшими при аналогичных обстоятельствах "АЛИСУ" Андреем Шаталиным и Павлом Кондратенко. Бас-гитару снова взял в руки ветеран Владимир Сизов. В этом составе в сентябре 1989 группа выступила на организованном Александром Житинским и Андреем Тропилло под эгидой журнала "Аврора" одноименном рок-фестивале, где прозвучали фрагменты их новой программы. К марту 1990 "ЗАМОК ЗО", записав единственный альбом и совершив несколько гастрольных поездок, развалился, а "ПИКНИК" восстановил состав образца 1988.
После длительного перерыва "ПИКНИК" вернулся в студию и записал мощный и убедительный в музыкальном отношении альбом "Харакири" (1992). Савельев к этому времени покинул сцену, став директором группы. Позднее он передал этот пост бывшему барабанщику "ПИКНИКА", Алику Бахтиярову. Чтобы заполнить некоторый вакуум в сценических аранжировках, в "ПИКНИК" был приглашен гитарист Андрей Мерчанский (опять-таки, из "ПРОДОЛЖЕНИЯ СЛЕДУЕТ" и осовремененной версии рекшановского "САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"). Он оставался в группе до весны 1994, после чего покинул музыку, а позже эмигрировал. Единственной вышедшей в этот период работой группы стал "Коллекционный альбом", в котором были представлены лучшие номера из репертуара группы за 1982-90.
Казалось, "ПИКНИК" был обречен на судьбу многих групп, пик популярности которых пришелся на времена андерграунда и последовавшей за ним эйфории конца 80-х годов, однако группа удивила всех, найдя силы изменить устойчивый стереотип восприятия своей музыки лишь как повода для ностальгии. Изданный после длительной паузы в 1995 альбом "Немного Огня" уверенно подтвердил, что мелодический дар Шклярского с годами не скудеет, а его умение вписывать свои мелодии в современный музыкальный контекст, не меняя в них ни единой ноты и не изменяя избранному стилю, достойно восхищения.
В 1996 на свет появился новый - восьмой (или девятый, если приплюсовать коллективный сборник "Вампирские Песни", в котором музыка "ПИКНИКА" занимает центральное место) диск "Жень-шень", началось переиздание его музыкальных архивов (интересно, что альбомы "ПИКНИКА" оформлены иллюстрациями Шклярского, что лишний раз демонстрирует многогранность его дарования).
Не обошлось и без потерь. Осенью 1994 в автокатастрофе погиб барабанщик, а затем директор группы, Алик Бахтияров. Летом 1996 группу во второй раз оставили Евсеев и Ключанцев. Их место на этот раз занял Александр Рокин.
В мае 1998-го года в состав группы вливается Святослав Образцов, бас-гитарист.
"ПИКНИК" продолжает выступать и записываться. С музыкальной точки зрения произведения "ПИКНИКА" второй половины 80-х очень интересны и не имеют аналогов в отечественном роке.
Дискография
Дым 1982г
Танец волка 1984г
Иероглиф 1986г
Родом ниоткуда 1988г
Харакири 1991г
Немного огня 1994г
Вампирские песни 1995г
Жень шень 1996г
Стекло 1997г
Пить электричество 1998г
Египтянин 2001г
Фиолетово черный 2001г
Чужой 2002г
Смутные дни 2002г
Настоящие дни 2002г
Говорит и показывает 2003г
Трибьют 2003г
Тень вампира 2004г
Королевство кривых 2005г
Новоегипетские песни 2005г
Мракоесие и джаз 2007г<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/Xhsl6j6xOEM&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/Xhsl6j6xOEM&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/3pMSSqKlGF4&feature=channel"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/3pMSSqKlGF4&feature=channel" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/bS5ZXt-PVlY&feature=channel"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/bS5ZXt-PVlY&feature=channel" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/44z8d4U3JxM&feature=channel"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/44z8d4U3JxM&feature=channel" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/6XUYg6Uaga4&feature=channel"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/6XUYg6Uaga4&feature=channel" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/3JJfqWHNn2E&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/3JJfqWHNn2E&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
послушать обязательно кровь стынет аж но!!!!...<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/5U4TiWRR9zM&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/5U4TiWRR9zM&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>
<object width="425" height="355"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/KC3mx7b5AzQ&feature=related"></param><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowscriptaccess" value="never"><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/KC3mx7b5AzQ&feature=related" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="425" height="355"></embed></object>