Казус
Форумчанин
Знаете, в последние дни я как-то увлекся проблемами избавления от алкоголизма.
Методов там много – и кодирование по Довженко, и Эспераль, и ещё куча всего разного.
Почему вдруг я пишу об этом здесь, в «Религии»?
А исключительно из-за «Анонимных алкоголиков».
Вот прочитайте их программу «12 шагов», их понятие «Бог, как мы Его понимаем», и поясните, пожалуйста, что это такое?
________________
Википедия. Анонимные алкоголики.
12 шагов - программа духовного переориентирования для зависимых от алкоголя или наркотиков. Целью является признание своей зависимости, апеллирование к «высшей силе» для излечения, возмещения ущерба, нанесенного другим в результате зависимости и донесение целительного знания до других зависимых. В значительной степени полагается на принятие «высшей силы» или Бога, который может пониматься по-разному, но является обязательной действующей силой в выздоровлении.
12 шагов Анонимных Алкоголиков:
1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
2. Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.
АА и Русская Православная Церковь
В 2005 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение на создание при храмах Москвы групп самопомощи для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Однако не все в Русской Православной Церкви принимают программу АА.
Основные возражения оппонентов:
1. протестантская методика, во многом похожая на работу сектантских организаций (практика наставничества-«спонсорства», исповеди на группе, общая молитва, во время которой люди берутся за руки), а также протестантский стиль и язык документов и выступлений АА;
2. некоторые представители АА считают, что группы нужно посещать пожизненно и другие методы избавления от зависимости недейственны; есть опасения, что у АА вместо зависимости от алкоголя формируется зависимость от группы;
3. обращение к неконкретизируемой «Высшей силе» или «Богу, насколько мы его понимаем», а неверующим предлагают считать такой высшей силой саму группу.
________________
То есть, получается, что у Анонимных Алкоголиков появился свой новый Бог - Бог, как они Его понимают. Причём, Алексий II дал благословение АА.
Википедия. Анонимные алкоголики.
3. История создания
В 1840 г. в городе Балтимор появилось Вашингтонское Общество. Некий американец Боб пришёл к выводу, что для поддержания своей трезвости ему необходимо делиться опытом с другими алкоголиками. Он начинает общаться с другим алкоголиком - Биллом. Так начало зарождаться сообщество Анонимные Алкоголики.
К 1995 г. сообщество АА насчитывало более 2 млн. членов и работает в 141 стране.
В России группы АА появились в 1986-87 гг.
________________
Казалось бы религий много, хороших и разных. Выбирай подходящую и не пей!
Так ведь нет. Создали нового «Бога, как они Его понимают».
Количество членов АА – более 2 млн. человек, то есть это не мелочь какая-то.
АА – это новая антиалкогольная религия или как?
Бог есть, молитвы есть, членов много.
Объясните, пожалуйста.
Сейчас я пытаюсь прочитать Грегори Бейтсона "Кибернетика “Я”: Теория алкоголизма". Но читается как-то тяжело.
Его работа именно про программу АА.
Я приведу несколько цитат из начала книги. Читая Дальше, я вообще запутался…
_______________
Грегори Бейтсон. "Кибернетика “Я”: Теория алкоголизма"
Часто полагают, что “причины” алкоголизма следует искать в трезвой жизни алкоголика. В своих трезвых проявлениях алкоголики обычно описываются как “незрелые”, “фиксированные на матери”, “оральные”, “гомосексуальные”, “пассивно-агрессивные”, “боящиеся успеха”, “гордые”, “сверхчувствительные”, “дружелюбные” либо просто “слабые”.
Однако обычно не исследуются логические импликации этих представлений:
1. Если трезвая жизнь алкоголика так или иначе заставляет его пить, т.е. подталкивает к интоксикации, не приходится ожидать, что некая процедура, укрепляющая стиль его жизни в трезвом состоянии, сможет уменьшить либо взять под контроль его тягу к алкоголю.
2. Если стиль его трезвой жизни заставляет его пить, то в этом стиле должна быть заключена ошибка (патология), и интоксикация призвана обеспечивать по крайней мере некоторую субъективную коррекцию этой ошибки.
Другими словами, если трезвость в каком-то смысле “ошибочна”, то интоксикация должна быть в некотором смысле “истинна”.
Старая фраза in vino veritas (“истина в вине” — лат.) может содержать истину более глубокую, чем обычно полагают.
3. Альтернативно можно было бы предположить, что в трезвом состоянии алкоголик в некотором смысле более “нормален”, чем окружающие, и эта ситуация для него непереносима.
Я слышал доводы алкоголиков в пользу этой гипотезы, но проигнорирую ее в этой статье. Думаю, Бернард Смит, представитель АА, но сам не алкоголик, близко подошел к объяснению ее возникновения, когда сказал:
“...Член АА никогда не был порабощен алкоголем. Алкоголь просто служил убежищем от порабощения личности ложными идеалами материалистического общества”.
Однако здесь дело не столько в восстании против “безумных” идеалов окружающих, сколько в спасении от своих собственных безумных постулатов, постоянно подкрепляемых окружающими.
Тем не менее возможно, что по сравнению со здоровым, нормальным человеком алкоголик более уязвим или более чувствителен к тому факту, что безумные (однако общепринятые) постулаты заводят его в тупик.
4. Таким образом, предлагаемая теория алкоголизма постулирует взаимодополнение трезвости и интоксикации, считая, что вторую можно рассматривать как подходящую субъективную коррекцию первой.
Друзья и близкие алкоголика обычно уговаривают его “быть сильным” и “бороться с искушением”. Не вполне ясно, что они имеют в виду, однако важно, что сам алкоголик, пока он трезв, обычно соглашается с их взглядом на свою “проблему”. Он верит, что он мог бы быть "капитаном своей души".
Эта фраза используется в организации АА для высмеивания алкоголика, старающегося использовать силу воли против бутылки.
Такой алкоголик не может или не хочет согласиться, что будь он хоть пьяным, хоть трезвым, вся его личность есть личность алкоголическая, неспособная осмысленно противостоять алкоголизму.
Листовка АА формулирует это так: “Попытка использовать силу воли подобна попытке поднять себя за шнурки ботинок”.
Вот первые две ступени АА:
1) Мы признаем, что мы бессильны против алкоголя, что наши жизни стали неуправляемыми.
2) Мы пришли к убеждению, что Сила, большая, чем мы сами, способна избавить нас от безумия.
В комбинации этих двух ступеней имплицитно содержится необыкновенная и, я полагаю, правильная идея: переживание поражения не только помогает убедить алкоголика в необходимости перемен, но также является первым шагом к этим переменам. Быть побежденным бутылкой и осознать это — первый “духовный опыт”.
Миф о власти над самим собой разрушается демонстрацией превосходящей силы.
___________
Вот что меня сразу удивило:
- АА высмеивают алкоголика, старающегося использовать силу воли против бутылки.
- Лозунг АА: “Попытка использовать силу воли подобна попытке поднять себя за шнурки ботинок”.
- Теория алкоголизма постулирует взаимодополнение трезвости и интоксикации алкоголем, считая, что вторую можно рассматривать как подходящую субъективную коррекцию первой.
- Алкоголик не может или не хочет согласиться, что будь он хоть пьяным, хоть трезвым, вся его личность есть личность алкоголическая, неспособная осмысленно противостоять алкоголизму.
Если кто-нибудь может объяснить вышепроцитированное более понятно, пожалуйста, объясните.
Методов там много – и кодирование по Довженко, и Эспераль, и ещё куча всего разного.
Почему вдруг я пишу об этом здесь, в «Религии»?
А исключительно из-за «Анонимных алкоголиков».
Вот прочитайте их программу «12 шагов», их понятие «Бог, как мы Его понимаем», и поясните, пожалуйста, что это такое?
________________
Википедия. Анонимные алкоголики.
12 шагов - программа духовного переориентирования для зависимых от алкоголя или наркотиков. Целью является признание своей зависимости, апеллирование к «высшей силе» для излечения, возмещения ущерба, нанесенного другим в результате зависимости и донесение целительного знания до других зависимых. В значительной степени полагается на принятие «высшей силы» или Бога, который может пониматься по-разному, но является обязательной действующей силой в выздоровлении.
12 шагов Анонимных Алкоголиков:
1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
2. Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.
АА и Русская Православная Церковь
В 2005 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение на создание при храмах Москвы групп самопомощи для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Однако не все в Русской Православной Церкви принимают программу АА.
Основные возражения оппонентов:
1. протестантская методика, во многом похожая на работу сектантских организаций (практика наставничества-«спонсорства», исповеди на группе, общая молитва, во время которой люди берутся за руки), а также протестантский стиль и язык документов и выступлений АА;
2. некоторые представители АА считают, что группы нужно посещать пожизненно и другие методы избавления от зависимости недейственны; есть опасения, что у АА вместо зависимости от алкоголя формируется зависимость от группы;
3. обращение к неконкретизируемой «Высшей силе» или «Богу, насколько мы его понимаем», а неверующим предлагают считать такой высшей силой саму группу.
________________
То есть, получается, что у Анонимных Алкоголиков появился свой новый Бог - Бог, как они Его понимают. Причём, Алексий II дал благословение АА.
Википедия. Анонимные алкоголики.
3. История создания
В 1840 г. в городе Балтимор появилось Вашингтонское Общество. Некий американец Боб пришёл к выводу, что для поддержания своей трезвости ему необходимо делиться опытом с другими алкоголиками. Он начинает общаться с другим алкоголиком - Биллом. Так начало зарождаться сообщество Анонимные Алкоголики.
К 1995 г. сообщество АА насчитывало более 2 млн. членов и работает в 141 стране.
В России группы АА появились в 1986-87 гг.
________________
Казалось бы религий много, хороших и разных. Выбирай подходящую и не пей!
Так ведь нет. Создали нового «Бога, как они Его понимают».
Количество членов АА – более 2 млн. человек, то есть это не мелочь какая-то.
АА – это новая антиалкогольная религия или как?
Бог есть, молитвы есть, членов много.
Объясните, пожалуйста.
Сейчас я пытаюсь прочитать Грегори Бейтсона "Кибернетика “Я”: Теория алкоголизма". Но читается как-то тяжело.
Его работа именно про программу АА.
Я приведу несколько цитат из начала книги. Читая Дальше, я вообще запутался…
_______________
Грегори Бейтсон. "Кибернетика “Я”: Теория алкоголизма"
Часто полагают, что “причины” алкоголизма следует искать в трезвой жизни алкоголика. В своих трезвых проявлениях алкоголики обычно описываются как “незрелые”, “фиксированные на матери”, “оральные”, “гомосексуальные”, “пассивно-агрессивные”, “боящиеся успеха”, “гордые”, “сверхчувствительные”, “дружелюбные” либо просто “слабые”.
Однако обычно не исследуются логические импликации этих представлений:
1. Если трезвая жизнь алкоголика так или иначе заставляет его пить, т.е. подталкивает к интоксикации, не приходится ожидать, что некая процедура, укрепляющая стиль его жизни в трезвом состоянии, сможет уменьшить либо взять под контроль его тягу к алкоголю.
2. Если стиль его трезвой жизни заставляет его пить, то в этом стиле должна быть заключена ошибка (патология), и интоксикация призвана обеспечивать по крайней мере некоторую субъективную коррекцию этой ошибки.
Другими словами, если трезвость в каком-то смысле “ошибочна”, то интоксикация должна быть в некотором смысле “истинна”.
Старая фраза in vino veritas (“истина в вине” — лат.) может содержать истину более глубокую, чем обычно полагают.
3. Альтернативно можно было бы предположить, что в трезвом состоянии алкоголик в некотором смысле более “нормален”, чем окружающие, и эта ситуация для него непереносима.
Я слышал доводы алкоголиков в пользу этой гипотезы, но проигнорирую ее в этой статье. Думаю, Бернард Смит, представитель АА, но сам не алкоголик, близко подошел к объяснению ее возникновения, когда сказал:
“...Член АА никогда не был порабощен алкоголем. Алкоголь просто служил убежищем от порабощения личности ложными идеалами материалистического общества”.
Однако здесь дело не столько в восстании против “безумных” идеалов окружающих, сколько в спасении от своих собственных безумных постулатов, постоянно подкрепляемых окружающими.
Тем не менее возможно, что по сравнению со здоровым, нормальным человеком алкоголик более уязвим или более чувствителен к тому факту, что безумные (однако общепринятые) постулаты заводят его в тупик.
4. Таким образом, предлагаемая теория алкоголизма постулирует взаимодополнение трезвости и интоксикации, считая, что вторую можно рассматривать как подходящую субъективную коррекцию первой.
Друзья и близкие алкоголика обычно уговаривают его “быть сильным” и “бороться с искушением”. Не вполне ясно, что они имеют в виду, однако важно, что сам алкоголик, пока он трезв, обычно соглашается с их взглядом на свою “проблему”. Он верит, что он мог бы быть "капитаном своей души".
Эта фраза используется в организации АА для высмеивания алкоголика, старающегося использовать силу воли против бутылки.
Такой алкоголик не может или не хочет согласиться, что будь он хоть пьяным, хоть трезвым, вся его личность есть личность алкоголическая, неспособная осмысленно противостоять алкоголизму.
Листовка АА формулирует это так: “Попытка использовать силу воли подобна попытке поднять себя за шнурки ботинок”.
Вот первые две ступени АА:
1) Мы признаем, что мы бессильны против алкоголя, что наши жизни стали неуправляемыми.
2) Мы пришли к убеждению, что Сила, большая, чем мы сами, способна избавить нас от безумия.
В комбинации этих двух ступеней имплицитно содержится необыкновенная и, я полагаю, правильная идея: переживание поражения не только помогает убедить алкоголика в необходимости перемен, но также является первым шагом к этим переменам. Быть побежденным бутылкой и осознать это — первый “духовный опыт”.
Миф о власти над самим собой разрушается демонстрацией превосходящей силы.
___________
Вот что меня сразу удивило:
- АА высмеивают алкоголика, старающегося использовать силу воли против бутылки.
- Лозунг АА: “Попытка использовать силу воли подобна попытке поднять себя за шнурки ботинок”.
- Теория алкоголизма постулирует взаимодополнение трезвости и интоксикации алкоголем, считая, что вторую можно рассматривать как подходящую субъективную коррекцию первой.
- Алкоголик не может или не хочет согласиться, что будь он хоть пьяным, хоть трезвым, вся его личность есть личность алкоголическая, неспособная осмысленно противостоять алкоголизму.
Если кто-нибудь может объяснить вышепроцитированное более понятно, пожалуйста, объясните.