Вообще, раньше это было довольно распространённое явление. В основном это делали сектанты на религиозной почве. Секта называлась "скопцы". От этого и фамилия Скопцов. Скопцы, религиозная секта в России, близкая к хлыстам. Возникла в конце 18 в., основателем считается К. Селиванов. Основа вероучения Скопцы — утверждение, что единственное условие «спасения» души — «борьба с плотью» путём оскопления (кастрации). Общины Скопцы назывались кораблями, молитвенные собрания — радениями. Во 2-й половине 19 в. Скопцы было около 6 тыс., главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири. В Российской империи принадлежность к секте Скопцы каралась ссылкой в Сибирь. В СССР изуверские секты, подобные Скопцы, запрещены. Очень небольшие группы Скопцы сохранились в некоторых районах Северного Кавказа. Это т. н. «духовные» Скопцы (в их общинах оскопление не производится). От членов этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.
Лит.: Волков Н., Секта скопцов, 2 изд., Л., 1931; его же, Скопчество и стерилизация, М. — Л., 1937; Федоренко Ф. И., Секты, их вера и дела, М., 1965. См. также лит. при ст. Сектантство.
Одна из сект духовного христианства. Основана в 1765 г. в Тамбовской губернии отделившимися от орловской группы христововеров Андреем Ивановым и Кондратием Селивановым.
В основе вероучения скопцов - идея физического подавления плоти для спасения, как правило, в форме кастрации.
Духовная организация скопцов схожа с христововерами. Каждая секта делится на "корабли", управляемые "кормщиками", имеющими внутри "корабля" абсолютную власть. "Кормщику" помогает "кормщица", или "богородица".
Молитвенные собрания скопцов называются "радениями", схожими с христововерами. Во время радений скопцы плясками и прыжками доводят себя до исступленного состояния.
В 1772 г. Екатерина II издала указ о расследовании дела скопцов, в результате чего Андрей Иванов был сослан на каторгу в Нерчинск, а Селиванову удалось скрыться.
После смерти Кондратия Селиванова прошел ряд судебных процессов против скопцов. Под страхом репрессий большая часть сектантов эмигрировала в Румынию.
В 1816 г. скопцы разделились на два течения. Одно из них начало подвергать вступивших в секту мужчин второй кастрации, полностью удаляя половые органы. Эта операция ими была названа "царской печатью", или "вторым крещением". Приверженцы второго течения сочли "царскую печать" преступным новшеством и отказались ее применять.
В 1871 г. среди скопцов произошел еще один раскол, вызванный неприятием основной части сектантов тех скопцов, которые приняли мирские обычаи.
Среди скопцов выделяются девственники, которые заменяют физическое оскопление духовным, т.е. полным отказом от каких-либо действий и мыслей эротического характера.
На конец XX в. численность скопцов стала незначительной, проживают они преимущественно на Украине.