Образ лесбиянки глазами гетеросексуала: из опыта работы с мифами

Тема в разделе "Архив форума лесбиянок", создана пользователем ops, 6 окт 2005.

  1. ops

    ops Форумчанин

    Образ лесбиянки глазами гетеросексуала: из опыта работы с ми

    Текст выступления Сабунаевой Марии (Санкт-Петербург), прозвучавший на научно-практической конференции "Радикальный феминизм в России XXI века".


    Кто такая лесбиянка? Как она выглядит, ведет себя, чем отличается от «нормального человека»? Большинство людей имеют достаточно смутное представление о жизни лесбиянок и при необходимости высказать собственное мнение пользуются традиционными мифами, имеющими распространение в их культуре.

    В то же время теория социального конструирования гендера показывает, что гендерные представления, установки, стереотипы, мифы конструируются социумом и культурой, а следовательно, могут быть переконструированы. Цель такого реконструирования – создание в общественном сознании адекватной картины мира, в которой о человеке судят по его личности и действиям, а не исходя из обобщенных стереотипов. Формирование адекватных общественных представлений о лесбиянках позволит снизить уровень гомофобии, уменьшить частоту проявления дискриминации по признаку сексуальной ориентации, реализовать на практике принципы построения демократического общества с акцентом на понятии прав человека.
    Принцип формирования адекватных социальных представлений о лесбиянках реализуется нами в группах студентов технического и педагогического вузов. Для определения возможностей и направлений работы с мифами нами было проведено небольшое пилотажное исследование в нескольких группах студентов технического вуза. Цель исследования – выявление образа лесбиянки в глазах гетеросексуалов. Имея в своем распоряжении конкретный образ, можно выстроить систему работы по реконструированию данного образа в сознании студентов.
    В исследовании приняли участие 45 студентов, 37 юношей, 8 девушек. При проведении психодиагностики был использован ассоциативный метод: студентам была дана инструкция написать список ассоциаций на слово-стимул «лесбиянка». Мотивация студентов к принятию участия в исследовании была достаточно высокой: во-первых, интерес вызывала тема исследования, во-вторых, во всех группах наличествовал устойчивый контакт с преподавателем.
    Результаты ассоциативной пробы обрабатывались с помощью контент-анализа; были выделены смысловые категории и подсчитана частота их встречаемости в выборке в процентах.
    В первую очередь было подсчитано количество ассоциаций, обладающих положительной, нейтральной и негативной эмоциональной окраской. К ассоциациям, имеющим положительную окраску, относились, например: «стильно», «эстетично», «сексуально», «модно» и др. – можно видеть, что содержание данных ассоциаций может быть разным, однако общая их окраска позитивна. К нейтральным ассоциациям относятся, например, «остров Лесбос», «Тату», «клуб» и другие, описывающие внешние черты образа лесбиянки без ярко выраженной негативной или позитивной окраски. К отрицательным ассоциациям относятся те, которые выражают негативное отношение студентов к лесбиянкам: «изврат», «моральная болезнь», «старые девы» и др.

    В группе юношей мы видим следующее распределение (по убыванию):
    - нейтральные ассоциации – 45,5%;
    - положительные ассоциации – 31,5%;
    - отрицательные ассоциации – 23%.
    В группе девушек распределение иное:
    - отрицательные ассоциации – 58,5%;
    - нейтральные ассоциации – 38%;
    - положительные ассоциации – 3,5%.

    Можно видеть, что юноши в техническом вузе демонстрируют более лояльное отношения к лесбиянкам, нежели девушки, хотя это отношение во многом завязано на нездоровом интересе.
    Однако в целом данная картина, на наш взгляд, достаточно неплоха: она показывает, что в сознании студентов есть положительные ассоциации с образом лесбиянки, на которые можно опираться при проработке мифов. Большое количество нейтральных ассоциаций также показывает, что существует определенная незанятая ниша в сознании, что у части студентов не выработано четкого отношения к лесбиянкам; следовательно, это отношение можно строить, не опасаясь значительного сопротивления. Известно, что значительно труднее ломать сложившиеся отрицательные стереотипы!

    Анализ содержательной стороны ассоциаций позволил выделить несколько основных категорий (групп ассоциаций). Рассмотрим их по степени убывания частоты встречаемости (в процентах от общего количества ассоциаций):

    1. Сексуальные описания («оральный секс», «анальные и вагинальные шарики», «поза 69», «поцелуи взасос» и др.) – 36,2%. Можно видеть, что лесбиянка для большинства студентов – это определенный тип сексуального поведения, сексуальных техник. Жизнь лесбиянки через данную призму предстает как оторванный от реальности секс – и только.

    2. Положительный интерес («красиво», «прикольно», «круто», «интересно») – 19,7%. В данном случае лесбиянка фигурирует как объект пристального внимания, привлекающий интерес фактом своей необычности, инакости. Плюсом такого интереса является его положительная направленность; минусом – отношение к лесбиянке как к объекту, экспонату.

    3. Лесбийская ориентация как отклонение («болезнь», «отклонение поведения», «извращение») – 11,0%. Здесь лесбиянка предстает как нечто больное, неправильное, нуждающееся в «лечении», изменении. Данная категория ассоциаций представляется нам самой трудной для проработки, так как является выражением глубоко укоренившегося стереотипа.

    4. Сексуальное возбуждение («возбуждает», «заводит», «я бы присоединился» и др.) – 8,7%. Данная категорий ассоциаций описывает отношение студента к лесбиянке как к объекту сексуального желания. Отказ учитывать при этом реальные потребности самой лесбиянки («А вы спросили, хотят ли они вашего присоединения?») приводит к тому, что лесбиянка окончательно перестает восприниматься как личность со своей волей, желаниями и потребностями, а становится лишь объектом, предназначенным удовлетворять мужское вожделение (данная категория встречается только в ответах юношей).

    5. Разочарование в мужчинах («ненависть к мужчинам», «неприятие мужского пола», «проблемы в сексе», «нехватка мужской любви», «старые девы») - 7,9%. Данная категория ассоциация описывает попытки студентов объяснить себе причины «нестандартного поведения» лесбиянок. Лежащим на поверхности объяснением является следующее рассуждение: не повезло девушке с мужчиной, вот и приходится теперь использовать женщин. Фактически, лесбийская ориентация рассматривается как заместительная по отношению к традиционной сексуальной ориентации, при этом не осуществляется анализ внутренней сути вопроса.

    6. Влияние СМИ («Тату», «телевизор», «мода») – 5,5%. Здесь лесбиянка предстает как продукт СМИ, ими же сформированный. Лесбийская ориентация выступает как игра, шоу, нечто ненастоящее, напоказ, ради моды.

    Важно при этом все же отметить, что в выборке существуют ассоциации, описывающие лесбиянку как «интересного человека», личность; в единичных случаях упоминаются понятия «понимание», «взаимная поддержка», «борьба за права».

    Очевидно, что существует большое поле для формирования адекватного образа лесбиянки в общественном сознании. Данная работа должна, по нашему мнению, вестись в направлении изживания стереотипных представлений о лесбиянке как сексуальном объекте, как извращении, как женщине, комплексующей в отношениях с мужчинами. На смену этим стереотипам должно прийти представление о лесбиянке как о личности, обладающей индивидуальными потребностями и правом их реализовывать, обладающей свободой воли; как о личности, имеющей полное право быть интересной или неинтересной, сексуальной или несексуальной, открытой или замкнутой, жизнерадостной или пессимистичной...

    Осветим несколько техник работы со студентами в данном направлении. С группой студентов-психологов был проведен семинар в жанре «Ток-шоу» с приглашенной гостьей-лесбиянкой. По согласию с гостьей студенты могли задать любые вопросы и получить ответ. Для того чтобы облегчить задавание вопросов и снять неловкость, студентам предлагалась формулировка «Существует представление, что... Прокомментируйте, пожалуйста». В результате проведения семинара были развенчаны многие мифы, о чем сказали в конце сами студенты:
    «Я думала, таким людям очень легко найти друг друга, а ведь на самом деле им труднее...»;
    «Ведь получается, что лесбиянки просто хотят нормально жить, как и все Люди".

    Большой опыт получила, по отзыву, и сама приглашенная гостья:
    «Мне казалось, что гетеросексуалы не могут меня понять, что мы с ними слишком сильно различаемся. Но оказалось, что взаимопонимание вполне возможно; возможен и нормальный, здоровый взаимный интерес, основанный на симпатии к человеку как к личности».

    В группе студентов технического вуза было представлено следующее упражнение:
    «Представьте, что вы проснулись с утра и обнаружили, что весь мир изменился: с сегодняшнего дня нормой являются исключительно гомосексуальные отношения. Все Люди переориентировались, но вам-то все равно нравятся лица противоположного пола. Опишите, как вы будете себя вести в этом случае, что предпринимать, и чем это вам может грозить».
    Данная техника позволяет развить гибкость сознания, взглянуть на ситуацию под новым углом зрения, примерить на себя образ отвергаемого.

    Итак, мы считаем важной работу по созданию в общественном мнении адекватного образа лесбиянки, для чего важным является использование различных психологических и творческих техник. И тогда завтрашний студент на вопрос «Кто такая лесбиянка?» сможет спокойно ответить: «Это нормальный человек, такой же, как вы и я».
    Остается лишь ответить на вопрос: а зачем самим лесбиянкам нужно, чтобы их адекватно воспринимали? Это нужно для того, чтобы каждая лесбиянка была уверена в себе, своем будущем, своих правах. Чтобы не лгать и не изворачиваться, не бояться и не прятаться в подполье, не оправдываться и не воспринимать себя как маргинала. Чтобы знать: наши дети будут жить в нормальном мире.


    Сабунаева Мария
     

Поделиться этой страницей