Невротическая потребность в любви

Тема в разделе "Форум о Любви", создана пользователем bicker, 9 июл 2009.

  1. bicker

    bicker Форумчанин

    Дам информацию к размышлению, кто что думают, кто сталкивался?

    "Речь идет о хорошо знакомой каждому психотерапевту преувеличенной потребности некоторых пациентов в эмоциональной привязанности, позитивной оценке со стороны окружающих, их советах и поддержке, также как и в преувеличенном страдании, если эта потребность не удовлетворяется.

    Однако в чем разница между нормальной и невротической потребностью в любви?

    Все мы хотим любить и быть любимыми, если это удается, мы чувствуем себя счастливыми. В такой степени потребность в любви или, точнее, потребность быть любимым, не является невротической. У невротика потребность быть любимым преувеличена. Если окружающие люди менее любезны, чем обычно, невротику это портит настроение. Для психически здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам; невротическая потребность в любви навязчива и не разборчива.

    Подобные невротические реакции очень отчетливо выявляются в процессе психоанализа, так как в отношениях пациент-психоаналитик присутствует одна особенность, отличающая их от других человеческих отношений. В психоанализе относительно дозированная эмоциональная вовлеченность психотерапевта создает возможность наблюдать эти невротические проявления в более ярком виде, чем это случается в повседневной жизни: мы видим снова и снова, сколь многим пациенты готовы пожертвовать, чтобы заслужить одобрение своего психотерапевта, и как они щепетильны во всем, что может вызвать его неудовольствие.

    Среди всех проявлений невротической потребности в любви хочется выделить одно, достаточно распространенное в нашей культуре. Это переоценка любви, свойственная, прежде всего, определенному типу женщин. Мы имеем в виду, невротических женщин, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными всегда, пока рядом нет никого бесконечно им преданного, кто любил бы их и заботился о них. У таких женщин желание выйти замуж принимает форму навязчивости. Они застревают на этом желании как загипнотизированные, даже если сами абсолютно не способны любить и их отношение к мужчинам заведомо скверное.

    Другая существенная черта невротической потребности в любви – это ее ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: «Ты обязан(а) любить только меня. Под ревностью мы подразумеваем здесь не реакцию, основанную на действительных фактах, а именно ненасытность и требование быть единственным предметом любви.

    Еще одно выражение ненасытности невротической потребности в любви – это требование безусловной любви. «Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду. Даже тот факт, что в психоанализе пациент должен платить психотерапевту, служит для невротика доказательством, что изначальное намерение психотерапевта вовсе не помогать: „Хотел бы помочь — не брал бы денег“. В их отношении к собственной любовной жизни господствуют аналогичные представления: „Он(а) любит меня только потому, что получает сексуальное удовлетворение“. Партнер обязан постоянно доказывать свою „настоящую“ любовь, жертвуя при этом своими моральными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т. п. Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство.

    Другой признак невротической потребности в любви – чрезвычайная чувствительность к отвержению. Любые нюансы в отношениях, которые можно было бы истолковать как отвержение, невротик воспринимает только так, и отвечает на это ненавистью.

    В конце концов, возникает главный вопрос, почему невротику так трудно удовлетворить свою потребность в любви?

    Одна причина – ненасытность его потребности в любви, для которой всегда будет мало.

    Другая причина — это неспособность невротической личности любить.

    Невротик не отдает себе отчета в своей неспособности любить. Он обычно даже не знает, что не умеет любить. Чаще всего невротик живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и способен на величайшую самоотдачу. Он держится за этот самообман, так как он выполняет очень важную функцию оправдания его претензий на любовь. Именно этот самообман позволяет невротику требовать все больше любви от других, а это было бы невозможно, если бы он действительно осознавал, что на самом деле ему на них наплевать.

    Еще одна причина, почему невротику так трудно почувствовать себя любимым – это непомерный страх отвержения. Этот страх может быть так велик, что часто не позволяет ему подойти к другим людям даже с простым вопросом. Он живет в постоянном страхе, что другой человек их оттолкнет. Он может даже бояться преподносить подарки – из страха отказа. Страх быть отвергнутым и враждебная реакция на отвержение, заставляют невротика все больше и больше удаляться от людей. Таких людей можно сравнить с людьми умирающими от голода, которые могли бы взять еду, если бы руки не были связаны за спиной. Они убеждены, что их никто не сможет полюбить – и это убеждение непоколибимо.

    Страх перед любовью тесно связан со страхом перед зависимостью. Так как эти люди действительно зависят от любви других и нуждаются в ней как в воздухе, опасность попасть в мучительное зависимое положение действительно очень велика. Они тем более бояться любой формы зависимости, поскольку убеждены во враждебности других людей.

    Как же может быть понята эта невротическая потребность в любви с ее постоянной преувеличенностью, патологической навязчивостью и ненасытностью?

    Можно подумать, что невротическая потребность в любви — это выражение инфантильной „фиксации на матери“. Это подтверждается сновидениями таких людей, в которых прямо или символически выражается желание припасть к материнской груди или вернуться в материнскую утробу. История их детства действительно показывает, что они или не получили достаточно любви и тепла от матери, или что они уже в детстве были к ней чрезвычайно сильно (навязчиво) привязаны. В первом случае невротическая потребность в любви – выражение упорно сохраняющегося желания, во что бы то ни стало добиться материнской любви, которую они недополучили в детстве. Во втором случае, похоже, что это прямое повторение цепляния за мать.

    Во многих случаях очевидным истолкованием кажется то, что невротическая потребность в любви – это выражение существенных дефицитов в самооценке. Заниженная самооценка, отношение к себе самому как к злейшему врагу, нападения на самого себя – типичные спутники таких людей, которые нуждаются в любви для того, чтобы ощутить себя в безопасности и поднять свою заниженную самооценку.

    Часто невротическая потребность в любви проявляется в форме сексуальных заигрываний с психотерапевтом. Пациент выражает через свое поведение или сновидения, что он(она) влюблен в психотерапевта и стремится к некоторого рода сексуальной вовлеченности. В некоторых случаях потребность в любви проявляется прямо или даже исключительно в сексуальной сфере. Чтобы понять это явление мы обязаны помнить, что сексуальные желания не обязательно выражают половую потребность как таковую – проявления сексуальности могут также представлять собой вид ориентации на контакт с другим человеком. Невротическая потребность в любви тем скорее выразится в форме сексуальности, чем тяжелее складываются эмоциональные отношения с другими людьми. В таких случаях сексуальность – один из немногих, а может и единственный мост, перекинутый к другому человеку."



    Что можете сказать на эту иему?
     

  2. Рита Кот

    Рита Кот Форумчанин

    Вообще, для обсуждения данного вопроса по статье, надо знать как минимум ту работу или ту книгу, откуда данный отрывок взят, не забывая при этом и автора.
    Насколько я поняла, это у вас отрывок из книги «Невротическая личность нашего времени» Карен Хорни, или я ошибаюсь? В любом случае – очень похоже, основные положения совпадают.
    Притом, что в 3ем с конца абзаце приведённого отрывка всё чётко писано с Фрейда. Что вполне логично, т.к. Хорни была основоположницей неофрейдизма.
    Да, действительно одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. Также нельзя забывать, что это позиция психолога, который твёрдо был убеждён во власти бессознательного в человеке над сознательным. Так вот я, как продолжатель образования философского, а не психологического... :grin: довольно скептически отношусь к подобной позиции. Почему? Потому, что эта ветвь психологии (Фрейдизма, отчасти бихевиоризма и пр.) рассматривает полученную личность со стороны набора узкоспециализированных фактов в детстве или вообще по жизни человека. Ну, например, дедушка Фрейд – когда, всё строго идёт от сексуальных потребностей человека. Или же результаты отклонений в психике и развитие странных фетишей и извращений, как результат воздействия на человека ещё в детском возрасте (в пример можно привести его статью «Ребёнка бьют», например...). Так вот, читая отрывок, сначала резко соглашаешься с автором, потом резко начинаешь в мыслях ему перечить. И это волнообразное колебание в конце заставляет задуматься о том, что опыт автора и опыт наш, полученный в нашем жизненном пути – не совпадают. Поэтому, думаю, стоит ввести такую банальную фразу о том, что автор (уважаемый кстати, не подумайте, что я его разношу сейчас) не учитывает некие физические аспекты и индивидуальность ситуативных положений в результатах человеческих отклонений. Которая ставит каким-то приобретённым или врождённым особенностям человека (исходя из его жизненного опыта и воспитания) диагноз «невротической любви». И, да, кстати! Почему именно любви? Почему потребность своего рода социализации и некий эгоизм стоит называть именно любовью? Ну, хз...

    Короче, не закидывайте тапками, просто выразила своё имхо. А именно, стала бы рассматривать «влюблённого невротика» только как некий психиатрический случай, но не стала бы пламенно соотносить со знакомыми в реальной жизни. :smile:
     
  3. саломея

    саломея Форумчанин

    Уууупс! :shock: Себя,как в зеркале,как грится :oops: Ооочень интересно :mad: Никогда не думала о себе в таком ключе... Теперь буду...
     

Поделиться этой страницей