Мазохизм.

dobryj

Форумчанин
Я собирался завести тему о комплексах человека, но в поисках материала не нашёл ничего толкового по теме, однако в процессе наткнулся на весьма интересное исследование... Данный материал я представляю в урезанной форме... Полный текст наполнен специфическими терминами, суть которых сокрыта от меня не смотря на то, что я старательно опозновал каждое новое слово...

Сразу хочу сказать - я отношусь к категории людей, полагающих мазохизм и садизм формой сексуального растройства (я так же отношусь к людям, которые вопреки современным юнгианцам отрицают девиативную сущность гомосексуализма - я абсолютно уверен, что данное растройство относится к сексуальным растройствам, пусть и к самым распространённым, но это иная тема)...

Однако впервые я решил осмотреть отдельные девиации с научной точки зрения. По возможности подискутировать, а лучше - просто узнать иную точку зрения от людей, подверженных данному ... увлечению ...

Далее приведу отрывок из книги, которую с трудом, но читаю... Отрывок получился не столько научным изысканием, сколько научным эссе... Тем не менее считаю его интересным... И, как мне кажется, интересным оно покажется и ВАМ, уважаемые садисты и мазохисты...

Итак, не смотря на посыл, к прямой дискусии по данному вопросу не готов, потому как моя точка зрения по данному вопросу абсолютно однозначна... Однако отзывы, переживания и всё, что вы посчитаете нужным сказать будут мною учтены при возможной дисскусии...

А теперь - извините за многословие - собственно статья... Убедительно прошу - прочитайте, так как я старательно потратил своё время, дабы предоставить вам материал в максимально сжатом и при этом удобном объёме без потери основной мысли автора... :idea:

Мазохистское удовольствие: Суть Игры
Глава из книги Л. Коуэн "Мазохизм. Юнгианский взгляд", которая вышла в свет в издательстве "Когито-Центр".
K. Коуэн
доктор философии, юнгианский аналитик. Занимала пост директора Межрегионального центра юнгианского анализа, профессора в Центре обучения практической психологии (штат Миннесота).


Победа над отвращением порождает величайшее удовольствие.
МАРКИЗ ДЕ САД

А теперь ты - подлинная, непокорноая сладость с длинной историей
Разбивания маленьких сердец, таких, как у меня.
brХорошо же, - давай посмотрим, как это у тебя получится,
Сожми свои кулаки, дай им волю.

Ударь меня как можно сильнее,
Так, чтоб посыпались искры.
ПАТ БИНАТАР. "Ударь меня как можно сильнее"

Извращенность мазохизма - главная движущая сила доставляемого им удовольствия. Извращения, искривления, отклонения, аномалии вызывают крайнее возбуждение. В конечном счете быть нормальным значит быть как все; быть извращенным значит быть единственным в своем роде. Аномалия создает индивидуальность и уникальность. Особенность проявления мазохизма любого человека - такая же отличительная его черта, как вкус в еде, в стиле одежды и музыке.
<...>Людям трудно сказать: "Мне больно"; но еще труднее признаться: "Боль доставляет мне удовольствие". Это сочетание боли и удовольствия создает невыносимое противоречие, и чтобы это "вынести", мы обычно пытаемся отрицать по крайней мере одну его составляющую.
<...> Боль и удовольствие идут вместе вне всякой логики, рациональности и рассудительности, т. е. вне всего, что мы относим к психическому здоровью. Для этой болезни и этого удовольствия не существует лечения, и, возможно, его не должно быть. Извращенность придает эксцентричное своеобразие мазохизму; именно она является тканью, из которой соткан мазохизм.
<...> Большинство мазохистов не стремятся испытать физическую боль; фактически эта мысль их пугает. Мазохистское удовольствие обязательно ожидается. Мазохист Мазоха томится ожиданием того, что с ним будет делать любовница: "У меня… такие переживания, которые… всегда наполняют меня столь сладким страхом. Насколько бесчувственно познание!.. Как прекрасно это мучительное сомнение!"
Источником удовольствия является отнюдь не боль, а унижение, и вся пикантность заключается в его предвосхищении. По мнению Джеральда и Кэролайн Грин, самым волнующим "часто оказывается ожидание, предчувствие. "Это пребывание в подвешенном состоянии вызывает ужас, - говорит одна леди в романе Оскара Уайльда, - я надеюсь, что оно продлится достаточно долго". Существует удовольствие ожидания где-то за рамками этого мучительного, но вместе с тем столь восхитительного предвидения" . В повседневной жизни мы можем бесконечно фантазировать о боли или унижении, возвращаться к какой-то конкретной сцене, сгущая краски, амплифицируя или преувеличивая ее опасность. Существует удовольствие не только в "ожидании запредельного", но и удовольствие в мучительном ожидании. Теодор Райк называл эту черту мазохизма "фактором неопределенности". Он пришел к выводу, что "мазохистское наслаждение больше зависит от этого ожидания дискомфорта, чем от самого дискомфорта" .
В литературе, посвященной мазохизму, отмечается, что, как правило, мазохисты повторяют свои фантазии. Это повторение - не просто симптом, характеризующий извращенную навязчивую природу мазохизма. Более важно, что это процесс усовершенствования. Мазохисты постоянно варьируют "как", "почему", "когда" и "кому" подчиняться, чтобы получить максимальное и разнообразное удовольствие. Ради получения нового удовлетворения они снова и снова усовершенствуют и уточняют свои фантазии. <...> Повторение - это способ усовершенствовать, психологический способ уточнить переживание, упрочить и укрепить его, а также произвести впечатление. Любое вознаграждение, немедленное или отложенное, не может продолжаться всегда, удовольствие тоже "…истощается… В наслаждении наступает самоистощение, и тогда начинается поиск нового усовершенствования, чтобы оно снова доставляло наслаждение… Наслаждение само по себе разнообразно, а именно это от него и требуется" .
<...> Мазохизм приносит вполне реальное удовольствие и тогда, когда унижение приводит к утрате прежних эго-представлений. Можно выбросить из головы старые, избитые установки и я-образы. При мазохизме все они идут к черту. Иногда удовлетворение подразумевает разрядку напряжения ввиду потребности Эго в защите. Заблудившись где-то в ночной тишине в полном одиночестве, ориентируясь на свет габаритных огней автомобилей и сигнальных маячков на вышках, мы в конце концов можем позволить себе сбиться с пути, ошибиться и не соответствовать предъявляемым к нам требованиям. Эти моментальные "разрядки" позволяют высвободить то, что было подавлено, что делает нас не более нравственными, но более гибкими и восприимчивыми к потребностям души.
<...> Освобождение от привычных защит преследует две цели: оно делает человека уязвимым, слабым, униженным и, может быть, дезориентированным; кроме того, оно позволяет человеку ощутить облегчение и приятное удовлетворение от того, что удалось убрать ловушки, т. е. те поверхностные ощущения, в плену которых мы находимся, так что появляется возможность добраться до своей внутренней истины, сущности, реальности.
<...> Нам следует уделить внимание эстетике мазохизма, т. е. удовольствию, которое одновременно является и болезненным, и прекрасным. Называя кого-то "прекрасным человеком", мы имеем в виду не его внешность, а его душевные качества. Чаще всего достоинство души проявляется именно в смирении, которое мы считаем прекрасным. Здесь не следует бояться оказаться в плену нравственных обертонов, ибо смирение всегда считалось основным признаком души. "Сотворение души", по выражению Джеймса Хиллмана, порождает смирение, так как требует постоянной релятивизации Эго.
В эпоху романтизма, рождения Мазоха и смерти маркиза де Сада "болезненная красота" имела характерные образные очертания, привнося элемент мучения в романтическое воображение, а в романтическую любовь - мучительные фантазии. Поэты-романтики считали Красоту и Смерть родными сестрами. Они слились "в форму некоего двуликого зародыша, полного изъянов и меланхолии, а также роковой прелести: и чем горче на вкус была эта прелесть, тем изобильней становилось наслаждение".
Упадок, меланхолия, судьба, красота и смерть - таковы образы и краски мазохизма. Они дают нам и явную избыточность страсти, и воображаемую структуру или упорядоченность для этой избыточности. Искусство, фантазия и ритуал создают формы для эмоциональных образов души. То, что важно для художника, столь же важно для мазохистской фантазии: композиция и организация, настроение и чувственный тон, упорядоченность и ощущение времени. "Существует не особая мазохистская фантазия, а мазохистское искусство фантазировать" . Мазохизм приносит удовольствие, превращаясь в фантазию, воплощенную в произведении искусства или в ритуале.[/b]

<...> Произведения Мазоха имеют эстетический смысл, а потому возможна их эстетическая оценка, как бы ее ни замалчивали, ни затушевывали и ни искажали в большинстве произведений мазохистского изобразительного и драматического искусства, в литературных произведениях и фантазиях. В мазохистских фантазиях существуют ритуальные, а наряду с ними - художественные и религиозные черты: чтобы добиться желаемого эффекта, все должно быть "правильно". Величайшая значимость ритуала привела психоаналитическую традицию к тому, чтобы поместить мазохизм в ряду неврозов навязчивой одержимости . Однако приоритет ритуала вместе с тем означает наличие некоей религиозности, которую мы можем заметить в следующей фантазии одной современной женщины:
"Я по-царски безмятежно располагаюсь перед огромной аудиторией в процессе следующего ритуала: мои соски пронзают раскаленной иглой, и после этого в отверстия вставляют огромные кольца. Вскоре границы этого ритуала расширились: и тогда, принимая обыкновенный душ, я готовлюсь к совершению ритуального кругового обрезания, ритуального насилия и к завершающему ритуал жертвоприношению (с потрошением внутренностей) какому-то ужасному богу. "
Сцена и фантазия весьма специфичны. Это в высшей степени подробное, индивидуальное переживание. Совмещение унижения и удовольствия происходит лишь определенным способом, в определенное время. Эта женщина представляет себя человеческой жертвой во время древних религиозных жертвоприношений. Подобно Ифигении, Христу, Девственным Весталкам, подобно жертвам Молоха, фантазируя, она участвует в безмолвной и возбуждающей драме подчинения коллективной и божественной воле.
Специфический артистизм и ритуал являются очевидными в большинстве, если не во всех, развитых фантазиях. Чем искуснее и богаче фантазия, тем более явными и более очевидными оказываются ее ритуальные черты. Еще один пример мы заимствуем из творчества Леопольда Захер-Мазоха.
В его самом философски завершенном романе "Венера в мехах" сексуальный акт предваряют бичевания и унижения, которых главный герой требует и которые он получает от своей любовницы, и, чтобы доставить ему удовлетворение, эти действия зависят от общей композиции сцены. Мазох поразительно внимателен к деталям: герой должен войти в комнату в определенное время, в определенной одежде, вся мебель и картины должны быть размещены определенным образом. И в комнате есть зеркало. Как и большинство истинных мазохистов, Мазох чувствует момент - взгляд в зеркале схватывает этот момент, - запечатлевая в памяти этот образ для последующего осмысления. Общее воздействие - сильное ощущение предвидения, чувственности и эстетики. Все в полном порядке, сцена готова, может начинаться действие.
В мазохизме далеко не всегда заметно проявление артистичной фантазии. Иногда она сосредотачивается вокруг определенных слов, которые нужно произнести с определенным акцентом и определенным тоном. Теодор Райк называет людей, которые произносят речь для того, чтобы приятно пощекотать нервы, "словесными мазохистами", а затем объясняет свое определение и приводит пример:
"В процессе мазохистской фантазии очень часто происходят диалоги. Тогда считаются очень важными определенные акценты и тональности, сладострастно исследуется модуляция той или иной фразы… В одном случае высказывание отца моего пациента: "Постарайся, чтобы это больше не повторилось" - стало содержанием такой реализованной фантазии и должно было снова и снова повторяться в сопровождении определенной мелодии. Сын, который в это время был у него на коленях, внезапно спросил с выражением страха на лице: "Можно я встану?"
Этот вид искусно структурированной фантазии создает основу для испытания жесточайшего унижения и высочайшего удовольствия, при котором они сливаются воедино: жестокое унижение и "изысканная боль" составляют момент мистического переживания экстаза.
Некоторые люди возражают, что унижение, ощущаемое человеком в процессе мазохистского переживания, нельзя считать "реальным", т. е. буквальным, что именно эта "нереальность" боли позволяет получать удовольствие от переживания. Этот аргумент приводится для подтверждения идеи о том, что мазохист имеет полный контроль и над фантазией, и над ситуацией. Являясь сценаристом, режиссером и исполнителем главной роли, "жертва" действительно определяет форму, степень и продолжительность своего унижения.
Противоречие этой идеи заключается в том, что если бы существовала лишь иллюзия силы, то существовала бы и лишь иллюзия унижения. Короче говоря, унижение кажется искусственным, потому что кажется искусственной сама фантазия. Такая установка может существовать лишь в культуре, когда люди могут сказать: "Это всего лишь фантазия". Ей не хватает осознания жизнеспособности и важности фантазии в человеческой жизни. К тому же она упускает тот важный факт, что большинство мазохистов испытывают унижение лишь потому, что вообще имеют мазохистские фантазии. В контексте претенциозной репутации мазохизма это унижение является таким "реальным" или "обусловленным реальностью", как никакое другое переживание. Стыд при мазохизме - это стыд мазохизма: это ощущение, что кто-то его насильно у вас вызывает, что вы его испытываете, что вам плохо удается справиться с его проявлениями и что с ним вообще ничего нельзя сделать. Такой же стыд появляется у человека, испытывающего неподконтрольные инстинктивные потребности и проявляющего соответствующие психологические реакции: невоздержанность, ненасытный голод, несвоевременную неуправляемую эрекцию или желание закурить. Потребность в унижении, основная потребность испытать первичный стыд, - это само по себе унижающее осознание такой потребности.
Мазохистские фантазии, отыгранные и неотыгранные, приносят удовлетворение по другой причине. Людям нужно получать наслаждение от плодов своей фантазии, и они его получают. Спросите персонал Диснейленда, который работает и для взрослых, и для детей. Или рассмотрите в качестве отдельного примера следующую фантазию двадцатидевятилетней женщины, сначала состоявшей в стабильном браке и имевшей весьма интересную и перспективную работу. Она испытывала острые приступы приятного стыда и угрызения совести и записывала свои впечатления, но однажды решила сказать об этой фантазии своему мужу и вместе с ним посмотреть на то, как она разыгрывается. Вот эта фантазия:
"Моя любимая фантазия разыгрывается в моей спальне. Сейчас полдень. Я заключаю пари c мужчиной, который является моим другом, однако он существует лишь в моей фантазии. В действительности я его не знаю. Мы играем в шахматы, заключив пари, - и я проигрываю. Пари таково: кто выигрывает, должен исполнить три желания проигравшего, причем безо всяких условий, за исключением одного: не следует причинять никакой физической боли. Мужчина входит в дверь, я его впускаю. Он говорит, что пришел, чтобы "получить выигрыш ". Я могу его понять, но несколько возбуждена тем, что должна "расплатиться". (Мужчина во многом похож на моего мужа - не внешне, а в том, что он силен, спокоен и энергичен.) Здесь же, в спальне, он говорит, что я должна выполнить три его желания, как обещала, не говоря ни слова до тех пор, пока не будет исполнено последнее "желание". Сначала, говорит он, я должна снять с себя всю одежду. Я начинаю выражать протест - в конце концов, это желание слишком интимно, и меня это слишком смущает. Он делает угрожающий - нет, предупреждающий! - жест и напоминает мне, что я проиграла пари и с этим согласилась. (В этот момент фантазии я ощущаю наступление сексуального возбуждения.) Я снимаю свою одежду и стою перед ним совершенно обнаженной. Он просто смотрит на меня, и я ощущаю себя все более и более униженной и беззащитной. Однако это тоже меня очень возбуждает. Спустя какое-то время он говорит о своем втором желании: мне следует принести ему стакан вина и протянуть ему обеими руками, став перед ним на колени. Я иду на кухню. Вернувшись из кухни со стаканом вина, я вижу, что он стоит у одного конца софы. Это похоже на ритуал, который мне следует совершить, и у меня все больше и больше возрастает сексуальное возбуждение: совершенно обнаженная, стоя на коленях, подчиняясь его указаниям и исполняя ритуал, я чувствую себя все более и более дикой, и мне это безумно нравится. Но вместе с тем я ощущаю себя все более и более униженной и растоптанной. Я уже знаю, что эта фантазия закончится нашими сексуальными отношениями, но чувствую себя униженной из-за того, что должна пережить все это смущение, чтобы, наконец, перейти к сексуальным отношениям. Но так как я проиграла пари - и это тоже унизительно - я должна ему подчиниться. Поэтому я становлюсь на колени и протягиваю ему стакан, который он медленно выпивает. Я чувствую себя пристыженной, словно меня рассматривают через увеличительное стекло. Третье его требование заключается в том, чтобы заняться со мной любовью. Но эта часть фантазии, по существу, миновала свою кульминацию: я настолько возбудилась, что стала мастурбировать и быстро достигла оргазма. Фантазия просто заканчивается тем, что как-то сразу истощается."
Несмотря на то, что основной мотив и обстоятельства, сопутствующие этой фантазии, достаточно общие, относительное изобилие подробностей придает ей особую специфичность, которую мы можем исследовать.
Ощущение ожидания только подразумевается в письменной версии этой фантазии, но молодая женщина очень подробно о нем рассказывала в течение всей аналитической сессии. Она лишь наполовину знала о том, что последует дальше, что каждое последующее требование будет еще более унизительным и возбуждающим, чем предыдущее. Каждая стадия оказывается частью целого ритуала. Не было никакого сознательного плана, хотя она осознанно описала откровенную сцену, происходившую в ее спальне. Как и большинство людей, она испытывала сильное - и даже приятное - смущение, рассказывая о своей мазохистской фантазии даже после того, как записала ее на бумаге. Она лишь отчасти могла контролировать смысл своего рассказа и не могла объяснить его истоки. Ее унижение было подлинным, какой бы "надуманной" ни казалась эта ситуация.
Очевидно, эта эстетическая по форме фантазия носит ритуальный характер. Игра в шахматы, "разоблачение", коленопреклонение, подношение вина - эстетически совершенные действия, имеющие свою собственную историю. Кроме сексуального смысла, они имеют религиозное и эстетическое содержание. В процессе психотерапии можно работать и с индивидуальными, и с коллективными факторами: зависимостями, чувствами, ситуацией и спецификой образа. Эта фантазия - прекрасная основа для переживания и исследования отношений этой женщины: с мужчинами, Богом и богами, но, конечно, не только с ними.
Мы можем сделать несколько основных утверждений. Интересно отметить, что в данном случае не упоминается о применении физической силы - речь идет о зависимости от данного слова. Отсутствие наказания тоже дает этой фантазии определенную, индивидуальную степень свободы. Женщина явно ощущает, что обречена, вынуждена подчиниться, но при данных обстоятельствах - пари - она соглашается добровольно. Она ничего не делает "неправильно", а просто проигрывает пари и должна "расплатиться".
Этой женщине лучше и приятнее всего представить унижение как проигрыш, наготу, подчинение-через-расплату. Далее фантазия конкретизирует каждый из этих мотивов: проигрыш пари, за который надо расплатиться; наготу, которую рассматривают, словно под увеличительным стеклом, молчание и коленопреклонение. Этот мотив получает особое образное воплощение, и каждый образ оказывается особенно утонченным. Удовольствие содержится в фантазировании и постоянном усовершенствовании, а потому во многом - и в унижении. Фантазия - относительно автономная сфера деятельности психики женщины - явно реальна: столь же реальна, как ее сны, ее дыхание или ее голод. Фантазия - это носитель ее чувств унижения, стыда, удовольствия, возбуждения; в ней содержится их образ.
<...> Пока мы будем чувствительными и стыдливыми по отношению к виду голодного рта, ануса, клитора и пениса, к звукам, исходящим из кишечника, или к мастурбации, они не будут иметь над нами подавляющей власти. Напротив, войдя в контакт с ними и их деятельностью, мы установим связь и с нашим чувством подчиненности. Там, где есть первичная сексуальность, существует и… смирение.
Видеть в сексе душу, видеть секс как фантазию души - не значит умалять ни его животное начало, ни стыдливое смущение, ни унизительное положение и подчиненность. Фантазия помогает сохранить в нас животных - голодного волка, косулю с бархатными глазами, мощного буйвола, игривых котят - и препятствует проявлению особой человеческой гордыни, поднимающей разум над материей и оставляющей душу бесцельно скитаться в горьком одиночестве по диким пустыням.[/b]
 

Sentrashi

Трикстер
Добрый, прочитала статью. Отрывок, если угодно. Мне интересно, что ты хочешь услышать - в этом тексте слишком много философии и мало конкретики. Тебя слова "юнгианский взгляд" не смущают в названии книги?
 

dobryj

Форумчанин
Добрый, прочитала статью. Отрывок, если угодно. Мне интересно, что ты хочешь услышать - в этом тексте слишком много философии и мало конкретики. Тебя слова "юнгианский взгляд" не смущают в названии книги?[/b]
Уважаемая, я именно об этом и говорил... Хочешь конкретики? Данная книга вообще не имеет прямого отношения к данному вопросу...Я о мазохизме... Вообще создается впечатление, что сам автор - мазохист, или ещё кто... Нет, я привёл только отдельную главу, и то не полностью... Я и говорю в предисловии - это скорее вполне литературное эссе, на что я указал...
Так же имею в ввиду, что это ПСИХОАНАЛИЗ... Хочешь конкретики - так это уже психиатрия...

Есть коротенькая статья - Коэн С. Садомазохистское возбуждение: расстройство характера и перверсия ... Там всё конкретнее, но куда менее понятно...

Я же пришёл к неприятному для себя выводы - если следовать логике психоанализа, то я тоже ... садист... Только весьма мягкой формы... Садист психологический... Сие весьма мне обидно, поскольку секс без отклонения - миссионерская поза с закрытыми глазами... Но я пока только в начале своего знакомства с ... "перверсиями" :cool: ,так что могу узнать о себе очень много нового... Но надеюсь, что я всё таки окажусь не садистом...

Конкретно я хотел бы услышать - истории... Желательно - что возбуждает конкретно... почему завлекает... Мне интересно... Не более... Просто ознакомится... Возможно в последствии я открою тему с опросом... У меня уже есть задумка, но всё слишком скупо... Неполноценно у меня получается... Сказать честно - вызывает отторжение, и более того - разочаровывает способность человека извлекать удовольствие из унижения... Боль - это мелочь, тем более что к боли прибегают абсолютно одиночные экземпляры...
 
Сверху