Королевская битва

root

писюлек
"Королевская битва" (Battle Royale), Япония, 2000
Режиссер: Киндзи Фукасаку
В ролях: Такеши Китано, Аки Маедо, Таро Ямамото и др.

У тебя есть карта острова, на котором ты находишься, компас, фонарик, немного еды и питья, компания из сорока одноклассников, наставник – твой бывший школьный учитель. И еще у тебя есть три дня на убийство своих друзей, чтобы остаться в живых и стать победителем. Победителем в Королевской битве. Игра типа "зарницы", лишенной условности, про такую Остер не напишет: условно раненых октябрят – пятнадцать человек, условно убитых пионеров – шестеро. В Королевской битве убивают по-настоящему. На каждого участника надет ошейник с датчиком, который может взорваться, если вы будете нарушать правила – перебивать своего наставника, к примеру. Ошейник также может взорваться, если ты останешься на участке острова, который объявлен на данный час под запретом. И в финале игры ошейники взорвутся у всех оставшихся в живых, если живых останется больше одного. Победитель в Королевской битве может быть только один. Ты не сможешь разделить эту роль ни с лучшим другом, ни с любимой девушкой. Настанет момент, когда придется выбирать – или один из вас останется в живых, или погибнут оба.


Аллюзии сюжета множатся от классического "Повелителя мух", но с ужесточением и локализацией проблемы. Нет никакого медленного саспенса и нагнетания бездействием – массовая мочиловка начинается, как только первый из игроков расчехлил свое Оружие. Основным инстинктом становится закон тюрьмы: умри ты сегодня, я – завтра. Никакого деления на команды – каждый сам за себя. Не убьешь ты – убьют тебя: из-за угла, в упор, твоим собственным Оружием или голыми руками.


Королевская битва, в отличие от "Повелителя мух", – это искусственно созданная ситуация. Взрослые граждане обеспокоены положением в стране, когда жертвами малолетних преступников становятся учителя, когда 800 тысяч школьников объявляют бойкот, не посещая уроки. При таких тенденциях, отягощенных экономическим кризисом, безработицей и прочими реалиями современности, взрослым остается принять радикальное решение, чтобы удержать власть в своих руках, чтобы заставить младшее поколение подчиняться, чтобы соблюсти порядок и спокойствие в государстве.


Путем жеребьевки выбирается класс 15-летних школьников, путем жеребьевки им выдается Оружие для обороны и нападения. Оружием может стать автомат, револьвер, граната, топор, секира, бинокль, крышка от кастрюли и даже веер – кому как повезет. Отсчет пошел. Первое убийство для наглядности совершает наставник игроков. Так же наглядно он показывает взрыв ошейника, чтобы ни у кого из участников не зародилось надежды, что можно отсидеться в укромном уголке. При благословении родителей, в окружении военных, детей, которым была обещана воскресная экскурсия, ставят на тропу междоусобной войны.


Режиссер Киндзи Фукасаку, снявший более 60 фильмов, в том числе сериал "Бои без чести и правил", явно имеет свои счеты с молодежью. Неизвестно, чем именно так пугает подрастающая смена 70-летнего кинопатриарха, но расправляется он со своими персонажами мастерски – 40 трупов за час экранного времени, пощады не жди ниоткуда. Игроки условно делятся все же на два лагеря – нападающие и обороняющиеся, но обстановка накалена до предела, кредит доверия тает с каждым новым трупом, и девичьи посиделки, напоминающие носовские рассказы про коротышек из Цветочного города, взрываются истерией и очередной порцией убийств. Друг убьет своего друга, отвергнутый влюбленный – свою пассию, юноша, разыскивающий любимую в течение полутора суток, чтобы быть с ней рядом, погибнет от ее руки.


Для тех, кому трогательная дружба или первая влюбленность кажется важнее жизни, выход один – с вариациями: прыгнуть со скалы в морскую пучину, пустить себе пулю в лоб, повеситься и т.д. и т.п., или просто позволить себя убить.

Несмотря на жесткое и хладнокровное убийство в первых же кадрах, действие фильма стремительно движется по нарастающей: ровнехонькие штабеля малолетних покойников не успевают стать привычным зрелищем. А когда экшн немного притормаживает, режиссер начинает манипулировать теми струнами зрительского восприятия, которые чувствительны к мелодраматическим ноткам.


Спрятаться негде, помощь не придет. Но молодое поколение не так безнадежно, чтобы послушно подчиниться даже столь жесткому закону. Найдутся среди них возжелавшие победить не по правилам. Хотя весь пацифизм и человеколюбие главного героя имеют более чем странную мотивировку – его отец покончил с собой, оставив сыну послание на рулоне туалетной бумаги: "Никогда не сдавайся!". И подросток принимает решение, что не сдаваться в данном случае значит – не убивать. Нарастание сентиментальности, чередующейся с жестокой натуралистичностью, выплескивается жизнеутверждающими истинами: убивать нехорошо; дружба – это правильно. И становится непонятна излишне скандальная слава этого фильма (рейтинг R-15) – за что добропорядочные цензоры так обрушились на зрелище, где фантастическая беспредельщина кровавой бойни оборачивается вполне гуманистическим моралитэ.[/b]


Как только фильм вышел в широкий прокат, он вызвал протесты Минобразования Японии. По сюжету старшеклассники вынуждены убивать друг друга - только так можно совершить побег с необитаемого острова, расположенного далеко в море. Китано играет хладнокровного извращенца-директора школы, организующего сей чрезвычайно кровавый эксперимент над "человеческим материалом" - Moving Pictures

Потрясающий фильм! Лучший (в компании других не самых плохих) на фестивале. Снято суперизобретательно, смотрится на одном дыхании, тем более учитывая недавные события в американских школах! - из отзывов зрителей на Кинофестивле в Кливленде

Реакция японцев на уже 60-й по счету фильм Кинджи Фукасаку не менее захватывающа чем сам фильм, беспрецедентный по концентрации насилия. Фильм бьет все рекорды по сборам и изрядно нервирует японский истэблишмент. Фукасаку спровоцировал в масштабах страны дебаты на темы свободы слова, эффективности правительства, системы запретительных прокатных рейтингов и традиционных ценностей японской культуры - LA Times
Насилие
Взрослые
Дети
Фукасаку
Китано
Цитаты
Программа выживания

Фукасаку сказал в одном интервью, что не чувствует никакой моральной ответственности за возможное насилие, которое может вызвать просмотр его фильмов. На съемках "Королевской битвы" он искал вдохновения в собственной переполненной насилием юности. Режиссер родился в 1930 году, рос во время войны и ребенком работал на военном заводе. Там, по его рассказам, он научился выживать во время бомбардировок, прячась под телами убитых, которых он затем помогал хоронить. "Спустя много времени, в киношколе я понял, что мой детский опыт может послужить мне мощным источником вдохновения. Сюжет "Королевской битвы" очень подошел моему стилю и идеям". Фукасаку так же утверждает, что не меньшим источником вдохновения для него служили видеоигры - LA Times

Фукасаку - ведущий режиссер современной Японии, выделяющийся среди коллег подчеркнутым интересом к социальным проблемам, критикой общества и ярким визуальным стилем - LA Times

Фукасаку и его сын-сценарист Кента превратили роман дебютанта Кошуна Таками в леденящую кровь бойню, навязанную взрослыми подросткам, хай-тековую фашистскую вариацию на тему "Повелителя мух" Уильяма Голдинга. Вызывая в памяти ажиотаж, охвативший Британию в начале 70-х после выхода на экраны "Заводного апельсина", "Королевская битва" была "удостоена" прокатного рейтинга R-15 ("лица до 15 лет не допускаются") Японским Бюро Рейтингов, которое редко дает такой жесткий рейтинг привычным в Японии "фильмам о насилии" - Variety

Анализируя достижения Фукасаку-режиссера, можно сказать, что японский ветеран по своему статусу вышел за узкие рамки "культового режиссера" - его можно считать несомненной большой величиной. Классик жанра "якудза-фильм", бескомпромиссный стиль которого психопатологическими глубинами, визуальной динамикой и гипнотическим воздействием на зрителя живо напоминает фильмы покойного гения Сэма Фуллера, объединяется в "Королевской битве" в мощную коалицию с главной японской звездой Такеши Китано. "Бит" Такеши играет учителя, надзирающего за экспериментом в стиле "выживает сильнейший", в ходе которого старшеклассники мочат друг дружку на заброшенном острове. Кстати, актер "Бит" Такеши стал режиссером Такеши Китано в тот момент, когда занял освобожденное Фукасаку режиссерское кресло на съемках "Жестокого полицейского". Снимались у режиссера и другие великие: так, в одном из самых его известных фильмов "Черная ящерица" в крошечной роли засветился Юкио Мисима - LA Times

"Королевская битва" - это телесериал "Выживший", переснятый Паулем Верхувеном: японское правительство, реагируя на проделки юных бандитствующих анархистов, отбирают случайных старшеклассников и засылают их на пустынный остров. Каждому ученику выдают Оружие, от крышек помойных баков до автоматов; игра заканчивается, когда в живых остается один. В этом утопающем в крови истерически брутальном опусе Такеши Китано сыграл учителя-неудачника, поставленного тираном-надзирателем над подростковым пушечным мясом. В одной из сцен персонаж Китано наставляет детишек: "Ланч во время линчевания полезен и незаменим". Неутомимый 70-летний Фукасаку называет свой фильм "выпускным подарком школьникам Японии" - The Village Voice

"Королевская битва" Кинджи Фукасаку - кровавый бриллиант, зародившийся в вечнобурлящих водоворотах бездонного океана манги, анимэ, поп-идолов-однодневок, ТВ-драм и видеоигр фильм-убийца подростков, мутант-отрыжка Покемонов, "Выжившего" и убийств в Колумбайн хай-скул - San Francisco Bay Guardian

Японские цензоры потребовали изъять из фильма следующие сцены:
- учитель (Такеши Китано) метким броском втыкает ножик в лоб ученицы;
- ошейник на шее ученика взрывается;
- из шеи ученицы, перерезанной серпом, вырываются потоки крови;
- тело умирающей ученицы разлетается на куски под массивным обстрелом из автомата;
- отубленная голова ученика с гранатой в зубах используется в качестве метательного снаряда.
Отказ Фукасаку вырезать эти сцены привел к "награждению" фильма редким рейтингом R-15, что означало массивный удар по прибыли, учитывая средний возраст целевой аудитории. В ответ на что Фукасаку призвал молодежи изыскать в себе ресурсы изобретательности и, так сказать, проверить себя на вшивость: "Надеюсь, в вас достаточно смелости и смекалки, чтобы проникнуть в кинотеатр" - San Francisco Bay Guardian

Думать о "Королевской битве" как о "просто фильме" - анахронизм; на самом деле, это целая постмодернистская грибница - роман, с которого все и началось, комикс, куклы-конструкторы в стиле Lego, тишотки, пряжки для ремней, наручные часы, настольная игра, телефонные карты и зажигалки в виде пистолетов. Кроме того, у всех наиболее популярных персонажей есть собственные фэн-сайты, где можно заполнять "пустые клеточки" непрописанной в романе и фильме предыстории героев - San Francisco Bay Guardian

"Снимая этот фильм, я ставил себя на уровень моих актеров-пятнадцатилеток", - говорит Фукасаку. "Мне было 15 в 45-м году. Война кончилась, Япония проиграла. Я говорил своим актерам: война - несколько иная игра, чем те, к которым вы привыкли. Это не стрелялка, где у тебя масса опций, и всегда можешь перезагрузиться и начать по новой. Нет, тут надо почувствовать эту "игру" на своей шкуре" - San Francisco Bay Guardian

"Королевская игра" - самый актуальный манифест самого молодого поколения Японии" - San Francisco Bay Guardian

"Чем больше насилия, тем лучше", - говорит Фукасаку. "Политики, поднимающие шумиху, просто ни хрена не понимают в кино" - Guardian Unlimited[/b]
 
Сверху