Как вы относитесь к Жану Жене?

Тема в разделе "Архив", создана пользователем Armylover, 15 мар 2006.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Armylover

    Armylover Гость

    Как вы относитесь к Жану Жене?
     

  2. ruslan

    ruslan Форумчанин

    Я только читал про него в газетах и интернете!!К сожалению с его кинотворчеством не знаком!! Хотя читал критику на его фильмы!! Поэтому трудно сформулировать своё отношение как к человеку! Где можно познакомится с его картинами??? Они есть в продаже??
     
  3. :jgf

    :jgf Гость

    А ихтойта?
     
  4. Irish

    Irish Гость

    ента писатель :)

    К Жану Жене, как и к большинству европейских писателей нашего века, в

    России отнесутся, скорее всего, банально: "Долгое время оставался

    неизвестен... Классик...Лауреат..." Но даже в ряду неизвестных у нас

    знаменитостей Жене стоит особняком.

    Хотя он печатался в "Юманите" и был почитаем столь разными писателями

    как Сартр, Ко кто и Мориак, а в арабо-израильских конфликтах всегда стоял на

    стороне первых, в России его опасались. Быть может, благодаря французскому

    литературоведению, довольно быстро объявившему Жене, с одной стороны,

    классиком XX века, с другой - новым маркизом де Садом. Хотя с какой стати

    -непонятно. Скорее его литературная родословная восходит к Достоевскому и

    всей литературе "маленького человека"...

    Жене родился 19 декабря 1910 года в Париже. Мать его, Камилла Жене,

    назвалась "гувернанткой", отец остался неизвестен. Меньше чем через год мать

    оставляет мальчика государству и исчезает без следа. В 1919-м она, успев

    родить еще одного ребенка, скончалась от "испанки". О судьбе брата ни сам

    Жене, ни исследователи его творчества что-либо узнать так и не смогли.

    30 июля 1911-го, два дня спустя после того, как Камилла бросила

    ребенка, мальчика передали на воспитанию в семью ремесленника Ренье, жившую

    в маленьком городке Аллиньи-он-Морван. Позднее Жене вспомнит этот городок в

    "Богоматери цветов".

    Строгое католическое воспитание не помешало ему с десяти лет начать

    воровать деньги у приемных родителей, которых, признавался Жене уже в зрелом

    возрасте, он любил и чья бедность не была для него секретом. Деньги Жене

    тратил на сладости, кои раздавал товарищам.

    Из типографской школы, куда его записали в октябре 24-го, он, в надежде

    отправиться в Египет или Америку, сбежал через 15 дней. Директор отметил в

    своем отчете "женственность облика" и "сомнительный склад ума этого ребенка,

    введенного в заблуждение чтением приключенческих романов".

    В тот раз Жене до Америки так и не добрался. Assistance publique ,

    занимавшаяся судьбой подростка, еще два года мытарила его по разным семьям и

    благотворительным обществам. Результат был всегда одинаков: воровство или

    побег. Каждый раз полиция задерживала его на вокзалах, в поездах или уже на

    подступах к портовым городам, что дало повод одному из биографов заметить с

    поистине поэтической страстностью: "Он мечтал покинуть Францию; его

    возвращали в Париж".

    В апреле 25-го новым пристанищем для Жана Жене становится дом слепого

    композитора Рене де Бюксейля. Именно здесь он получил первые уроки

    стихосложения. Но уже в октябре его отсылают обратно за растрату чужих

    денег. Диагноз детского психиатра гласил: "известная степень дебильности и

    умственной нестабильности", но лечение прерывается новым побегом.

    В марте 26-го года он впервые попадает в тюрьму. Три месяца одиночки.

    Освобожден в июне. В июле - новый арест. Безбилетный проезд в поезде. 45

    суток.

    2 сентября решением суда Жене отправляют в исправительную колонию в

    Метрэй. Два с половиной года, проведенные " в этом аду", где он "был

    парадоксальным образом счастлив", стали решающим событием его молодости,

    если не всей жизни. Здесь он обрел и первый гомосексуальный опыт.

    В 18 лет Жене добровольцем поступает в армию и попадает в Бейрут. Через

    одиннадцать месяцев наступает пора Марокко. Арабский мир очаровывает его

    навсегда. С небольшими перерывами служба занимает шесть лет его жизни, пока

    (наконец-то!) он не дезертирует. 18 июня 1936 Жене начинает грандиозное

    путешествие по Европе. Пешком дезертир прошел за год восемь с половиной

    тысяч километров. Сидел в Белграде и Палермо, Вене и Брно - за

    бродяжничество и нарушение визового режима. В Чехословакии он в течение пяти

    месяцев дает уроки французского дочери одного врача-еврея, Анне Блох -

    единственной женщине, которую любил за всю свою жизнь. Затем, пересекши

    пешком гитлеровскую Германию, возвращается в Париж.

    6 сентября 1937 года открывается следующая страница его биографии -

    новая полоса арестов за воровство, растянувшаяся на несколько лет. Жене

    попадается на кражах и дюжины платков, и четырех бутылок аперитива, и

    многого другого, вплоть до букинистических раритетов и автографов Франсуа I

    и Шарля IX. Отсиживая каждый раз от нескольких дней до многих-многих

    месяцев, именно в заключении Жене начинает заниматься литературой. В тюрьме

    Fresnes он начинает писать "Богоматерь цветов" и поэму "Приговоренный к

    смерти", которую вскоре и печатает за свой счет тиражом в сто экземпляров.

    Во время нечастых отлучек из тюрьмы Жене знакомят с Ко кто, первым, пожалуй,

    оценившим все значение новой литературной звезды. С секретарем Кокто, Полем

    Морийеном, уже работая над следующим романом, "Чудо розы", писатель 1 мая

    1943 года заключает свой первый издательский контракт. Впрочем, в мае же

    происходит и очередной арест: Жене попадается с украденным томиком

    "Галантных празднеств" Поля Верлена. Кокто не только привлекает к защите

    одного из лучших адвокатов, но и сам выступает с речью в суде, в которой

    называет обвиняемого "наиболее значительным писателем современной эпохи". В

    результате "значительный" получает три месяца тюрьмы. Осенью, в тюрьме же,

    но уже после следующего ареста (опять - книги), Жене получает известие о

    подпольном, без указания издателя, выходе "Богоматери цветов" (Париж, 350

    экз.). Первая "официальная" публикация появилась лишь в следующем году,

    когда Марк Барбеза напечатал фрагмент романа в издаваемом им престижном

    журнале "Арбалет" (позднее одноименное издательство опубликовало практически

    всего Жене).

    19 августа 1944, в боях за освобождение Парижа, гибнет Жан Декарнен,

    молодой коммунист и любовник Жене. Месяц спустя писатель начинает работу над

    пьесой "Похоронные торжества", посвященной памяти возлюбленного. Пьеса

    публикуется в марте 45-го, но автор уже в работе над "Квереллем из Бреста",

    романом, подпольно опубликованном в ноябре 47-го с 29 литографиями Кокто(524

    экз.). Позже, в 1981-м, его экранизирует Фассбиндер. Фильм окажется

    последней работой немецкого режиссера, выйдет на экраны уже после его

    смерти, а в одной из главных ролей снимется Жанна Моро, за много лет до

    этого сыгравшая в англо-французской "Мадмуазель," поставленной Тони

    Ричардсоном (в английском прокате "Summer fires", 1966), сценарий которой

    написал Жене .

    Полгода спустя после выхода "Кверелля" балетная труппа Ролана Пети

    ставит в Театре Елисейских полей Adame Miroire на либретто, в декорациях

    Поля Дельво на музыку Дариуса Мийо. Первый же драматический спектакль по

    пьесе Жене появился за год до этого на подмостках парижского театра Атенеум:

    Луи Жуве ставит там "Служанок". Автор входит в моду; Мориак посвящает ему

    статью, "Галлимар" приступает к публикации Полного собрания сочинения,

    вступительную статью к которому заказывают Сартру. Тот начинает писать -и

    останавливается лишь на 690-й странице. Статья превращается в отдельный том,

    который и выпускается в виде первого в ПСС, под названием:

    "Святой Жене, комедиант и мученик".

    Жене уже начинает бояться своих поклонников. "Ты и Сартр, - сказал он

    однажды Кокто, - вы превратили меня в статую. Но я иной". Должно быть, в

    поисках самоидентификации он замолкает на шесть лет. Новый друг (по имени

    Ява), путешествия (Италия, Германия, Алжир, Марокко) и кино (две

    короткометражки, снятые в 50-м) скрашивают его новую жизнь. К литературе,

    точнее, театру, он возвращается лишь в 55-м, но как пышно! Три пьесы,

    написанные практически на одном дыхании -"Балкон", "Негры" и "Ширмы" -

    окончательно закрепили за ним место среди классиков театра абсурда, рядом с

    Ионеско и Беккетом. В последующие годы он неоднократно возвращался к этим

    текстам, по нескольку раз их переписывая и оснащая сопроводительными

    пояснениями: как ставить, зачем etc. Так, в "Неграх", по настоянию Жене,

    должны были играть лишь настоящие чернокожие актеры. Маски исключены. По

    этой причине пьеса так редко ставится на европейской сцене, хотя ее премьера

    в Париже и прошла с огромным успехом (октябрь 1959, театр Лютеции, режиссер

    Роже Блэн).

    Много времени Жене проводит в эти годы в мастерской Альберто Джакометти

    - единственного человека, которым он "действительно восхищался". Позднее

    Жене напишет два эссе -- "Канатоходец" и "Мастерская Альберта Джакометти".

    Иначе как о "блестящих" критики о них не отзываются. Джакометти же в 55-м

    напишет портрет Жене. Сегодня он хранится в Центре Помпиду в Париже.

    В 55-м же начинается и самый трагичный роман его жизни - с цирковым

    акробатом Абдаллой. Жене помогает ему в работе, создает номер, рисует

    костюм, занимается освещением. Четыре года спустя Абдалла падает с

    проволоки. В марте 60-го - новая травма, после которой тот уже не может

    выступать.

    В это время Жене находился в зените славы. Через два месяца Питер Брук

    ставит в Театре Гимназии "Балкон". За год до этого "Экспресс" печатает

    фрагменты его "Рембрандта" -исследования, полностью не опубликованного до

    сих пор. В феврале 61-го "Арбалет" выпускает "Ширмы". За следующие 25 лет

    Жене не опубликует больше ни одного художественного текста. Это был

    осознанный выбор. В марте 1964 он сообщает своим близким друзьям, Моник Ланж

    и писателю Хуану Гойтисоло, что отрекается от литературы, что рукописи свои

    он уничтожил, и, составив завещание, исчезает из Парижа.

    За несколько дней до этого Абдалла был найден со вскрытыми венами в

    своей квартире.

    В те годы смерть преследовала Жене по пятам.

    Год спустя в автокатастрофе погибает гонщик Джеки Маглиа, сын одного из

    его друзей, красавец, находившийся "под протекцией" Жене.

    В марте 67-го, в состоянии глубокой депрессии, покончил с собой его

    литературный агент, Бернар Фрехтман.

    Тем не менее, когда Роже Блэн ставит в Одеоне "Ширмы" (премьера 16

    апреля 1966) и разгоревшийся из-за спектакля скандал становится самым

    громким в истории французского театра (он даже обсуждался на заседании

    Национального собрания), драматург, присутствовавший на многих репетициях,

    публикует вскоре "Письма к Роже Блэну": 60 страниц о том, как ставить эту

    пьесу. Еще через год в "Тель келе", самом престижном интеллектуальном

    журнале Парижа, появляются два его эссе. А в декабре 67-го начинается

    путешествие по Дальнему Востоку: Япония, Индия, Пакистан, Таиланд,

    Китай-Бурные события мая 68-го застают его в Марокко. Конечно, Жене на

    стороне молодежи. 30 мая Le Nouvel Observer печатает первую его политическую

    статью, "Любовницы Ленина", в которой воздается должное лидеру студенческого

    движения, Даниэлю Кон-Бендиту. С этих пор политика занимает его все больше и

    больше. Когда три месяца спустя он впервые едет в Америку, то считает для

    себя необходимым принять участие в демонстрации против войны во Вьетнаме.

    Сохранился снимок той поры: Жене, сидящий на земле .люди, одетые по

    "хипповой" моде конца 60-х, какая-то женщина рядом держит плакат с

    пацифистской эмблемой.

    Жене выглядит среди них как свой. Это они кажутся рядом с ним чужими...

    Съездив вторично в Японию (там - тоже манифестации, на этот раз

    железнодорожников), он возвращается в Париж, где, вместе с Сартром, Фуко и

    Маргаритой Дюрас выступает на антирасистских митингах, в защиту иммигрантов.

    А в 70-м он вновь отправляется за океан, чтобы на этот раз попытаться

    защитить членов "Черных пантер", вооруженной организации

    троцкистско-анархистской направлен-ности, боровшейся за права негров,

    большинство лидеров которой было арестовано ФБР. Выступая в университетах и

    перед журналистами по всей стране, Жене добивался освобождения этих

    последователей Малькольма Икс.

    В июле Жене пишет в Бразилии "свой важнейший текст о черных

    американцах": предисловие к тюремным запискам Джорджа Джексона. И в это же

    время включается в кампанию поддержки философа Анжелы Дэвис. А 20 октября,

    по приглашению палестинцев, он едет на восемь дней в их лагеря в Иордании.

    Едет, чтобы остаться там на полгода. В секретной обстановке встречается с

    Ясером Арафатом. И в течение последующих двух лет трижды возвращается сюда,

    пока его не высылают окончательно. Еще раньше ему запретили въезд в США.

    Две попытки заняться кино, хотя бы в качестве сценариста, заканчиваются

    одинаково: когда работа уже близится к завершению, Жене без каких-либо

    объяснений отказывается от ее продолжения.

    Очередная же попытка вернуться к деятельности политической

    оборачивается очередным скандалом. В сентябре 1977 "Монд" помещает на первой

    полосе статью Жене по поводу немецких красных бригад. Разгоревшийся скандал

    заставляет писателя умолкнуть на два года.

    В мае 79-го у него обнаруживают рак горла. Жить, по прогнозам врачей,

    оставалось немного. Жене прожил еще семь лет. Большую их часть он проводит в

    Марокко, где и заканчивает свою последнюю, вышедшую уже посмертно книгу,

    "Влюбленный пленник". Составляет "Четыре часа в Шатиле" - сборник

    политических статей, чье название навеяно разрушенным во время налета

    Израильской авиации 16 сентября 1982 лагерем палестинских беженцев. Жене

    оказался первым европейцем, побывавшим наутро на месте безумного деяния.

    В июле 84-го, полгода спустя после получения Большой национальной

    литературной премии, он в последний раз едет в Иорданию. Через год создает в

    Рабате новую редакцию "Высокого наблюдения", первой своей пьесы. В марте

    следующего года приезжает в Марокко, повидать Аззедина, маленького сына

    своего последнего возлюбленного, Мохаммеда эль Катрани.

    Вернувшись в Париж, останавливается в маленьком отеле на улице Стефана

    Пишона. Начинает править вторую корректуру "Пленника".

    В ночь на 15 апреля 1986 он умирает в гостиничной кровати.

    "Богоматерь цветов" - первый роман Жене, да и вообще его дебют в

    литературе.

    Он начал работу над ним в 1942-м, в тюрьме, где отсиживал очередной

    срок - три месяца и один день - за кражу из книжного магазина томика еще

    неизвестного ему Пруста. В том, что он похищал именно Пруста, была некая

    мистическая предопределенность: когда в тюрьме, из местной библиотеки, ему

    досталось "Под сенью девушек в цвету", он почему-то сразу решил, что чтение

    будет "невыносимо скучным". Но другие книги уже разобрали. Пришлось

    смириться.

    "Я прочитал первую фразу, ту, в которой описан месье Норпуа на обеде у

    отца и матери Пруста..., -вспоминал впоследствии Жене. - И эта фраза очень

    длинная. И когда я ее закончил читать, я закрыл книгу и сказал сам себе:

    "Теперь я спокоен. Я знаю, что дальше будет все прекрасней и прекрасней".

    Первая фраза была так густа, так чудесна... это стало тем огнем, который

    предвещал огромный костер. Почти целый день после этого я приходил в себя.

    Вновь я открыл книгу лишь вечером, и в самом деле, потом было лишь

    прекрасней и прекрасней".

    Как результат - Жене создал роман, практически не поддающийся жанровой

    идентификации. Он "не сводим к традиционным литературным жанрам: ни роман,

    ни- автобиография, ни поэзия в прозе, этот текст в то же время является всем

    этим сразу", считает, например, Жан-Жак Рубин.
     
  5. Лион

    Лион Гость

    Стерто.
     
  6. Irish

    Irish Гость

    а как по мне - душевно :) да, и манера изложения и фактура, первоначально могут даже оттолкнуть, но, почему-то, ощущается, что это на рассказки из серии "а на пыльной скамье", а реальный эмоциональный и мировозренческий опыт автора...

    ЗЫ ну, ессно, все вышеизложенное - имхо :-D
     
  7. Borovik

    Borovik Гость

    Ой, помню мне было 15, я был весьма гиперсексуален, читал "Дневник вора" в "Иностранной лит-ре", и кончал по десять раз на дню...
     
  8. Nico

    Nico Гость

    Я тоже читал тот же "Дневник вора" и, видимо, в том же номере "Иностранной литературы". Мне показалось, что это довольно добротный текст, но и только.
     
  9. Borovik

    Borovik Гость

    Ну ты прав. Не больше чем добротный текст... Есть настоящая литература, и это привносит крупинку смысла в жизнь
     
  10. 4alaviek

    4alaviek Гость

    "Я не такой, как другие
    Кто знает, почему человеку
    свойственно любить так, а не иначе
    Гомосексуальность была дана мне так
    же, как цвет моих глаз или количество
    моих ног. Уже ребенком я чувствовал,
    что меня привлекают мальчики... Я
    вынужден был приспособиться к этому,
    жить с этим, прекрасно понимая, что
    подобный образ жизни не принимается
    обществом."
    Жан Жене
     
  11. безтрусоff

    безтрусоff Форумчанин

    замечательно!
     
  12. schreibikus

    schreibikus Форумчанин

    Жан Жене - один из великих писателей и драматургов 20 века. Его тексты не просто "добротны". Просто добротные тексты у Акунина, например. Тексты Жене сложны и поэтичны. У Жене есть свой неповторимый литературный стиль, его творчество цельно и выразительно. Проблематика его произведений выходит , на мой взгляд, далеко за пределы гомосексуальной субкультуры. Читать его, может быть, и трудно, но несомненно стоит.
     
  13. Yarik

    Yarik Гость

    Не знаю, сам не читал, но один мой друг сильно его уважает, особенно ему нравиться "Дневники вора".
     
  14. Borovik

    Borovik Гость

    schreibikus
    Ну, каждому свое :)
    Я все же перечитывать буду "более других" авторов. Хотя ничего против Жене не имею...
    Если про драматургию говорить, то по мне круче Беккет
     
  15. schreibikus

    schreibikus Форумчанин

    Borovik
    А по мне круче кипяток :) ! Беккет и Жене просто разные, хоть и одинаково знаковые фигуры, скажем, для современного театра. Сравнивать их можно и нужно по содержанию, но никак не по уровню литературного мастерства.
     
  16. Borovik

    Borovik Гость

    schreibikus
    Причём для тебя очевидно, что по уровню мастерства Беккет рядом не лежал :)

    Каждому своё. Я лично без ЖЕне легко обойдусь. А без Беккета - увы :( - нет. Если бы его не было - пришлось бы мне заново пытаться, коряво и плохо :(
     
  17. Losenok

    Losenok Гость

    Yarik
    Это хороший друг.

    Borovik
    Я кончаю от "Чудо Розы"



    :jgf
    ruslan
    В букинистике нормально представлен - появляется пердически

    Добавлено спустя 6 минут 46 секунд:

    Жан Жене, Жан Маре, Жан Кокто, Пруст, Томас Манн, Коко Шанель, Сартр, Фуко - ещё Апполинер был...
    Это была самая огромная "Кухня Искусства" - надо бы повторить опыт по-местному?..
     
  18. Borovik

    Borovik Гость

    Losenok

    А Рембо где??? Раз уж такая пьянка пошла...

    не надо повторять.. не та страна :( и не то время. Выйдет криво и убого. Хватит нам своих тараканов

    хотя - БОЛЬШЕ ТАРАКАНОВ. БОЛЬШИХ И РАЗНЫХ :wink:
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей