История pin up от MrDesign

Тема в разделе "Архив", создана пользователем root, 29 мар 2005.

  1. root

    root писюлек

    Эта серия статей зародилась в моей голове еще пару лет назад, в ту пору, когда мои статьи публиковались на "Сталкере". Первой из этой серии была статья о постерах... Затем все как-то недосуг было обращаться к такому обзорному типу статей, но ведь когда-то же надо...

    Что же такое PIN UP? В общем смысловом переводе - это что-то вроде компьютерного "быстро вставить", а еще точнее - "есть контакт!"... (разумеется, из скромности я не пишу "поднять тонус":eek:) А на самом деле - всего-навсего картинки для досужего рассматривания. И это название, видимо, появилось гораздо позже самого появления такого типа картинок, когда они приняли уже такой конкретно плейбойско-пентхаузовский вид. Изначально же это была так называемая "житейская" эротика (задравшаяся от ветра юбка, казус в результате лопнувшей резинки или же просто "пляжная" тема).

    Легенда о появлении Pin Up очень сильно смахивает на легенду о появлении растворимого кофе (дескать, такой кофе было удобнее заваривать в окопе в условиях военного времени)... На самом деле и в том, и в другом случае налицо элементарное заполнение потребительских ниш. Напомню, что в тридцатых годах редакторами цветных журналов отдавалось явное предпочтение рисованной иллюстрации перед весьма сомнительного по тем временам качества цветной фотографии. Ну а иллюстрация - весьма управляемый способ реализации идеи (когда успех удачной идеи одного рисунка начинает множиться и тиражироваться до бесконечности, в том числе и другими журналами).

    Если первоначальная идея "житейской" эротики состояла в том, чтобы данные картинки мог с удовольствием (и с долей юмора) рассматривать добропорядочный отец семейства (без риска быть "расчесанным" добропорядочной матерью семейства). Основными читателями бытовых неспециализированных журналов были именно этот добропорядочные средний и нижний (чуть ниже среднего) потребительские слои.

    Не знаю почему, но основателем это жанра иллюстрации американцы упорно считают Рольфа Армстронга (еще одна легенда типа инстант-кофе). Во-первых, он американец... Во-вторых, именно он довел этот тип иллюстраций до его развитого в 40х-50х годах типа "пляжной" эротики.

    Одну из работ Рольфа Армстронга вы, безусловно, видели как размноженный российским фотоспособом портрет Марии Дэви... Ну а большая часть его работ - уже в духе "добропорядочной" эротики.

    Изображение обнаженного женского тела всегда привлекало внимание обладателей мужских достоинств, что обеспечивало наиболее смелым редакторам журналов дополнительные тиражи, а хозяевам таким журналов - размещение в них большего количества рекламы. Чем хуже шли дела у журналов - тем смелее становились редакторы. В итоге скромные намеки картинок становились все откровеннее, юбки задирались выше и выше, женские позы становились все сексуальнее.

    Почти во всех работах Арта Фрама один сюжет - и потрясающая популярность среди читателей того времени. Мужчина-читатель становился равноправным зрителем казуса наравне с полицейскими, шоферами, разносчиками, лифтерами. Но самое интересное, что и женщины при этом никак не ослабляли своего внимания к рисункам этого автора. Мужчин-то мы понимаем, а разбираться в глубинах и тайнах женской психологии - отнюдь не тема этой статьи.

    Если от редакторов требовалась просто смелость, то художникам нужна была еще и изобретательность. Героини рисунков оказывались в настолько курьезных ситуациях, которых в реальной жизни дождаться не всегда можно. При этом все еще сохранялось доброжелательное отношение к женщине как к объекту нашего внимания.

    Джил Елвгрин демонстрирует чудеса такой изобретательности. Сотни таких бытовых сцен, при этом полная естественность и непринужденность. Впоследствии эти качества напрочь исчезнут из самого понятия Pin up.

    В качестве прообразов для героинь использовались популярные женщины того времени - Мерилин Монро, сравнительно молодая тогда еще Элизабет Тейлор... Но со временем сформировался некий обобщенный тип "идеального" женского лица, собирательный образ.

    В некоторых случаях в качестве объекта воздействия рисунка подразумевались женщины. Им предлагался этакий стереотип "раскрепощенной" женщины, свободной в принятии решений, и одновременно все-таки добропорядочной мамы семейства.

    Как закономерный период, Pin Up пережил период этакой слащавой тошнотворной умильности. Грудастые модели с пьяными глазами работы весьма плодовитого художника Алберта Варгаса прямо таки наводнили Америку в виде открыток, календарей... Явная придуманность модели, идеализация плохого вкуса, кич (если может быть кич в киче - то это тот самый случай). Россия подобное пережила в виде продаваемых в электричках фотокартинок с глазастенькими девочками, розами и остальным сладким набором, в котором (несмотря на наши суровые времена) присутствовали и элементы Pin Up. Видимо, был спрос... "Налетай, не скупись, покупай живопИсь...". Да, те самые картины-коврики с русалками и лебедями на клеенке.

    Pin Up II
    Как и любое другое творческое или общественное явление, Pin Up породил массу легенд, фантазий и наворотов вокруг себя, начиная с появления названия, приоритетов, техник и прочего. Разобраться во всем этом ныне уже нет никакой возможности (да и особой нужды тоже нет). Единственное, от чего я хотел бы уберечься сам и предостеречь других авторов - не создавать новых фантазий. Чего стоит придумка о раскраске фотографий (один из подобных вариантов прямиком звучит в русском издании альбома-монографии Б.Вальехо, весьма посредственном по качеству печати). Дескать, снимает модель, печатает большую фотографию, а затем темперой и маслом дорисовывает антураж, дракончиков и остальное, что по жанру положено.

    Бред... Во-первых, после прокладки первого слоя от фото ничего не останется. Во-вторых, художники более бережно относятся к результатам своего труда, а следовательно, и к технологии исполнения работ, и рисовать на отфиксенной фотобумаге маслом (пусть даже темперой) придет в голову только самым недальновидным. В третьих, если человек не умеет рисовать - то его не спасет даже такая придумка... Если он сумеет сохранить силуэт, то форму обязательно порушит...

    Уверяю, у художников, даже у самых примитивных ремесленников все обстоит гораздо круче... Классное знание анатомии человека, законов светотени, цвета, композиции. Ибо даже в Pin Up все эти "ремесленнические" основы выдерживаются изумительно. А если глубина образа не дотягивает до тициановских или климтовских героинь - так ведь и зритель не очкарик-искусствовед из Лувра. Расчет на полиграфию, очень простого зрителя... Многие филосовские тонкости специально изымались художниками Pin Up из обихода. Но ремесленнический профессионализм обязан был присутствовать в работе... Для многих это просто было средством заработка, и только единицы чувствовали к этому призвание.

    Например, я видел "Портрет жены" Елвгрина, в котором мастерство раскрытия образа даже и близко не сравнить с его Pin Up-скими работами. У меня нет этого портрета, но для сравнения я могу привести творческую работу и работу в жанре Pin Up Еноха Боллеса. Как говорится - есть от чего пару раз вздрогнуть... Как часто людям ради денег приходится делать то, что им делать явно не хочется, не будем осуждать художников за это...

    Но не стоит также утверждать, что Pin Up - это примитив... Все должно быть в меру, и не более. Диво, легкое для восприятия, не отягощающее мозги. Можно ли так сказать о работах Сюзанны Мейнарт? Может, в начале века оно именно так и было. Но сейчас, после полного расцвета и раскрепощения информационных технологий ее картинки смотрятся всего лишь умильными и даже трогательными документами того времени, этакими бытовыми зарисовками, несмотря на наличие ангелочков, а также полного набора признаков Pin Up.

    Журнальные картинки не могли долго существовать сами по себе и постепенно обрастали рекламными текстами, появились даже художники, специализирующиеся на Pin Up в рекламе, появились корпорации, использующие такого типа рекламу. Coca-Cola, Pepsi-Cols, коробки с печеньем, женское белье, сигареты, и все остальное... Притягательность женского облика использовалась на всю катушку.

    Охочие до коммерциализации порой даже неважно чего американцы тут же стали активно заполнять все ниши и свободные полочки. Календари, постеры, альбомы... Все автотрассы были по обеим сторонам уставлены огромными щитами все с теми же красотками и элементами красивой жизни. Был массовый спрос на художников этого направления, были школы и колледжи, выпускающие именно таких мастеров.

    Вот тогда и стала развиваться американская школа Pin Up, для которой характерно использование широких мазков в духе Сарджента, активного цвета и мощной пластики. Необходимые в придорожных щитах, эти признаки постепенно перекочевали и в более малые формы.

    И в такой феерии света, цвета, благополучия и вечного праздника Pin Up просуществовал практически до начала 60х, когда стремительное развитие качественной цветной фотографии своими новыми формами начало вытеснять с рынка полиграфии и рекламы уже изрядно намозоливший глаза жанр. Эстафету Pin Up подхватил и перевел в другую ипостась ставший очень популярным журнал Playboy, другие издания, резко перешедшие на активное использование цветной фотографии.

    Кризис жанра заставил многих художников искать новые формы, новые приемы... Как и водится в суете, они постарались подчеркнуть особенности своей техники, то, что отличает живопись от фотографии. Эскизность, псевдонедоработанность, наличие в картинке набросочных вариантов - на большее фантазии художников не хватало. И долгие 15, или даже почти 20 лет этот жанр изобразительного искусства существовал постольку-поскольку. Художники скользили на грани между вычурностью и откровенной пошлостью.

    И как ни странно, попытку возродить этот жанр (разумеется, в своих интересах) предпринял именно Playboy. Но об этом уже в третьей части сего опуса...

    Pin Up III
    Итак, Playboy предпринял попытки возрождения Pin Up. С чего бы это вдруг, должна же быть причина?... Правильно, причина есть - возникла необходимость разнообразить свой родной Фото Pin Up чем нибудь похожим, но рукотворным. Карикатурные Girls с этим явно не справлялись.

    Но самое замечательное в том, что редакционный совет журнала решил не повторять ошибок журналов 50х (вспомните многоликое однообразие работ и манер художников). Ставка делалась на очень яркие индивидуальности. При этом графика Pin Up должна была не оттенять, а дополнять фоторяд. В журнале пробовались многие художники, но на постоянной основе сотрудничали, пожалуй, только 3-4 мастера этого жанра.

    Хаджиме Сораяма (Hajime Sorayama)
    Его работы очень в духе Playboy. Великолепная техника исполнения, мастерство владения материалами, формой. Помимо стандартного банно-пляжного набора в ход пошли и откровенно эротичные сюжеты и позы. Изменилось и выражение лиц. Вожделение, а то и откровенная похоть...

    По сравнению с этими работами модели 50х выглядят деревенскими дурочками-простушками. Время берет свое. Романтизм перекочевал в фэнтэзи-арт, а идеализм остался в далеком прошлом. Изменилась и техника исполнения. Вместо привычных масляных красок в ход идут акварель, темпера, акрил. Наряду с кистями широко используется аэрограф (распылитель). Уже нет той мощи цветовых пятен, ибо современная полиграфия в состоянии передавать тончайшие ньюансы, оттенки и рефлексы.

    Не чурается Сораяма и фантазийного направления. Особо великолепна серия "Роботы" Роботы-люды, роботы-рыбы, роботы-носороги. Отличная передача фактуры ткани, волос, кожи, полированного или хромированного металла, интересны технические детали роботов, придуманные художником.

    Оливия де Бернардирес (Olivia de Bernardires)
    Как показывает предыдущий опыт, работы художников-женщин всегда отличались большей мягкостью, большей внутренней психологией, меньшей сексуальностью и наличием какой-то этики, впрочем, совершенно неопределенной по статусу и форме. Лидер плейбоевского Pin Up Оливия Бернардирес практически моментально стала любимицей читателей этого журнала. В какой-то мере этому способствовало и отсутствие в ее работах цинизма по отношению к женщине-модели, свойственного работам ее современников-мужчин (Сораяма).

    Вместо прямого "мужского" разглядывания модели она предлагает этакое созерцание... Соответствено и техника работы становтся более мягкой, нежной, аксессуары тоньше и женственнее. Если в работах Сораямы импульс идет как бы от зрителя, то у Оливии этот импульс исходит как от модели.

    Некоторая часть ее работ по своему состоянию и исполнению как бы выпадает вообще из рамок жанра. Это уже самостоятельные графические работы, даже формально не имеющие к Pin Up никакого отношения. Эстетика этих работ настолько оригинальна и непроста, что их вообще сложно определить в какую-то группу или подраздел. Скорее, это просто индивидуальная графика очень оригинального и интересного художника.

    Помимо обычных художественных приемов и собственного оригинального взгляда на модель, в этих работах присутствует также некая "эстетика кутюрье", элементы модельной графики... Многие работы выглядят как эскизы к "супермодельным" разработкам элементов верхней одежды (на высоком концептуальном уровне).

    И опять таки особым рядом идут рисунки этой художницы. Мягкость, богатство тона, изумительная пластика и композиционное построение... Вообще Оливия к любой своей работе делает массу набросков, зарисовок с натуры, а то и просто вариантов, добиваясь смысловой и эстетической законченности. А это и перерастает впоследствии в то самое качество у художников, которое мы называем мастерством.

    Резюме
    Далее должно последовать какое-то резюме, оргвыводы или просто мое мнение насчет Pin Up... Мнение мое, безусловно, есть, и вот оно. Высокий профессионализм и мастерство не есть основание для того, что бы работы нравились. Должно быть еще что-то внешне незаметное, но крайне важное... Часть этого внутри нас, зрителей, часть - в самих работах. Кое-что из этого всего мне нравится. Кое-что - не очень. Ну дык, и я имею право на свое мнение.
     

Поделиться этой страницей